Гуманитарные технологии Аналитический портал • ISSN 2310-1792

Мераб Мамардашвили. Опыт физической метафизики. Примечания

  1. См. Эйнштейн А. Мотивы научного исследования / Эйнштейн А. Собрание научных трудов в 4 т. Т. 4. — М., Наука, 1967. С. 39–41.
  2. В квадратные скобки взяты редакторские вставки.
  3. Слова принадлежат Джульетте, героине драмы Шекспира «Ромео и Джульетта»: «Монтекки — что такое это значит? Ведь это не рука и не нога, и не лицо твое… о, возьми другое имя! Что в имени? То, что зовём мы розой, и под другим названьем сохранило б свой сладкий запах!».
  4. См. диалог Платона «Менон»: Платон. Собрание сочинений. В 4 т. Т. 1 М., Мысль, 1990. С. 588–596 (выделены только страницы, относящиеся к «припоминанию» теоремы Пифагора).
  5. Имеется в виду Тертуллиан — прямой предшественник Августина, один из основателей западного латинского богословия.
  6. Восточная философия здесь трактуется М. К. очень широко. Скорее всего, имеются в виду эзотерические тексты.
  7. Строка из «Романса об испанской жандармерии».
  8. Имеется ввиду фотография Картье-Брессона «Последний день раздачи золота Куоминтангом, Шанхай, 1949 год» (фотография на обложке книги). С обесцениванием бумажных денег Куоминтанг решил выдавать по сорок граммов чистого золота на человека. В декабре в многочасовых очередях в Шанхае собрались тысячи людей. Многие были задавлены в очередях насмерть.
  9. См. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года / К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения: Т. 42. С. 41–174 (Прим. ред).
  10. Неологизм М. К.
  11. Знаком … отмечены фрагменты, которые оказалось невозможно воспроизвести: это либо нечитаемые фрагменты стенограммы, либо наразборчивые из-за плохого качества — фрагменты аудиозаписи.
  12. Папп Александрийский — греческий математик, живший в IV веке новой эры. Его сохранившиеся произведения были изданы в переводе на латынь в 1588 году. Папп сформулировал теорему о нахождении геометрического места точек, удовлетворяющих определённым условиям. Доказательство теоремы в обобщённой Формулировке было найдено Декартом с помощью открытого им алгебраического метода.
  13. См. «Предисловие» Гегеля к «Феноменологии духа», п. 2. Историческое и математическое познание: Гегель Г. В. Ф. Система наук. Часть 1. Феноменология духа. СПб: Наука, 1999. Перевод Г. Шпета. — С. 21 и далее.
  14. Знаком … отмечены обрывы аудиозаписи.
  15. Текст этого доклада уже публиковался нами в сборнике «Сознание и цивилизация» (Логос, 2004). Тогда на момент издания мы располагали лишь текстом публикации в издании: Чаадаев и Мамардашвили: перекличка голосов, проблем и перспектив. Традиция и эволюция исторического взгляда в русской историософии. Пермь, 1999. Сегодня мы располагаем стенограммой доклада «0 гражданском обществе» и в настоящем издании публикуем текст, подготовленный непосредственно на её основании. Работа со стенограммой позволила внести уточнения и дополнения, выправить ошибки предыдущей публикации. Далее в примечаниях мы указываем на значимые изменения текста относительно его публикации в сборнике «Сознание и цивилизация».
  16. Мф 24:39.
  17. «Известно, например, что сравнение, скажем, индийской историографии с европейской совершенно ясно показывает, что сама индийская история (то есть как проявление исторического существования и историческая последовательность или даже, пускай, бессвязный хаос событий, связи которых мы можем не знать, но исторических событий) радикальным образом связана с представлением, которое субъекты самого индийского общества имеют об истории, ставят ли они задачу описывать историю или не ставят такую задачу» («Сознание и цивилизация»).
  18. Владимир Печерин — русский религиозный мыслитель, поэт. Родился 15 (27) июня 1807 года в дворянской семье. Окончил в 1831 году филологический факультет Санкт-Петербургского университета, где специализировался по классической филологии и древним языкам. В 1833–1835 годах стажировался в Берлинском университете. Вернувшись в Россию, читал лекции по философии в Московском университете. В 1836 году уехал за рубеж, в 1848-м был лишён российского подданства. В 1840 году принял католичество, стал священником и членом ордена редемптористов. Жил во Франции, Англии, Ирландии. С 1861 года — капеллан в одной из больниц Дублина. Умер в Дублине 17 (29) апреля 1885 года.
  19. Бутада — фраза, сказанная в раздражении (устар.).
  20. «Но это означает (и наоборот, это вытекает из кантовского постулата) следующее: чтобы что-то было, надо думать» («Сознание и цивилизация»).
  21. «И вот, имея вселенную таких объёмов, выступающих при определённых условиях в своих реальных измерениях, при других условиях в своих нереальных видимостях, действиях, элементах невидимого… [мы оказываемся] перед следующей задачей в наших элементарных социальных исторических ориентациях: мы должны распутывать ту связку, которую просто мы сами индуцируем в поле социальном самим желанием и актом ориентации (мы так сгущаем вокруг себя пространство, в котором мы хотели бы ориентироваться и двигаться)» («Сознание и цивилизация»).
  22. «И вот в этом разрыве, в отсутствии этой непрерывности, в пределах этого разрыва помещается всё человеческое понимание» («Сознание и цивилизация»).
  23. «И все наше понимание человеческого, человеческий ум весь помещён в этом разрезе, в этом интервале, в который физически невозможно вклиниться, поместиться (это как бы непрерывный континуум), а можно лишь сверхчувственно, то есть умственно. (Так же, как есть в математике непрерывный отрезок, тем не менее [физически вы] не можете найти такую точку, которой вы могли бы приписать в этой непрерывности определённое число, то есть с определённым числом вы не можете «поместиться» в эту непрерывность.) Там нет этого физического интервала, а он есть лишь как некая сверхчувственная пауза, в которой я помещаю рождение, иначе никуда не поместимое» («Сознание и цивилизация»).
  24. «Мысль есть деятельность или деятельное состояние, а не теория в этом смысле — не мышление, не связка или кусок мыслительной системы, который неминуемо вовлекает в себя знаки, то есть язык» («Сознание и цивилизация»).
  25. «В общем, узнать предмет — [это] имплицирует знать несправедливость, знать смерть, любые события, знать право, имплицирует необходимость познавать, знать себя» («Сознание и цивилизация»).
  26. «Это такое архетипическое изобретение эволюции, конечно, не эмпирическое какое-то, а некоторая невидимая действительность копыта так же, как есть невидимая действительность листа, по предположению Гёте, может быть неудачного, неважного» («Сознание и цивилизация»).
  27. «Значит, я говорю о том, что фактически эти архетипы, или такие вот [идеальные] образы, не содержат в себе бесконечности в том смысле, в каком я говорил» («Сознание и цивилизация»).
  28. «Значит, акт творения есть мысль, а не какое-то содержание мысли» («Сознание и цивилизация»).
  29. «Другой вид» видимого силой мысли (или новый язык, символ, а не факты или формация). (Здесь и далее латинскими буквами обозначены заметки М. К. на полях стенограммы доклада).
  30. «В этом смысле, скажем, наличие или существование прав совпадает с сознанием прав в их творении, если под творением понимать [творение] уже наличного, то есть право предполагает развитость сознания» («Сознание и цивилизация»).
  31. «И здесь возможна такая тавтология: смысл и наличие права есть какое-то условие того, что их можно осознать, условие сознания» («Сознание и цивилизация»).
  32. «Тем самым я ввожу представление о том, что все такого рода состояния, которые мы обычно обозначаем как якобы предметно существующие, например, состояния, касающиеся прав, и детальные структуры в виде институций и так далее — это просто какие-то предметы, как бы натурально существующие и обозначаемые этими словами (даже если имеется в виду и какая-то динамика, скажем, их изменений во времени, движение, etc). Нет, мы здесь говорим о более сложных вещах и фактически говорим, что гражданское общество есть сложная фигура, описываемая каким-то движением, исходящим из самого себя» («Сознание и цивилизация»).
  33. Это практический разум (в полном его применении), ибо непредставимо, что могли бы сами. А противоположным здесь является или болезнь, дебильность или инфантильность, детская незрелость. Как в случае руки (или есть, или нет) или в случае языка (его внутренней формы).
  34. Конечными словами мы здесь фиксируем бесконечность, невидимое. Точность здесь в нас, в развитости нашего сознания («термометре», органе «шестого чувства»; законы — это мы сами, то есть желаемое = данное).
  35. «Как бы вот бытие форм сопровождается всегда бездной небытия, на грани которой мы всё время испытываем антимир гражданского общества» («Сознание и цивилизация»). Антимир гражданского общества.
  36. В эту бездну мы можем упасть, всегда влекомые соблазном, если мы недостаточно граждански образованы, то есть вымуштрованы, выкованы… (соблазном придавания натурального значения абсолютным понятиям, символическим понятиям) («Сознание и цивилизация»).
  37. «Значит, сначала я предположил вещи сознания в символической реальности, бросающие смысловой свет на всё, что мы можем сделать в этой реальности, и там, я говорил, вещи сознания, вещи разума в таком же смысле есть социальные вещи» («Сознание и цивилизация»).
  38. Изначальная исконная первообразность (имя-образ линии, прочерчиваемой напряжением).
  39. «Это res publica, то есть публичная вещь, всем принадлежащая в том смысле, что все являются гражданами в той мере, в какой они могут представить себя публично и потом отраженным светом от публичного катания или обсуждения в себе обратным светом артикулировать свои собственные желания, стремления, состояния и мысли» («Сознание и цивилизация»).
  40. «Ведь тогда идёт действительно, там читается план разума» («Сознание и цивилизация»).
  41. В текстах сознания нет ещё отдельного акта чтения (я и есть это знание, текст которого читается текстом).
  42. Начиная с «Это вторично и никогда не совпадет»… и кончая «… с одного содержания на другое» текст восстановлен по сравнению с публикацией в сборнике «Сознание и цивилизация».
  43. «Тем самым мы для этого пространства объективации (в котором помещено гражданское общество, то есть однозначно представленное на агоре, где гражданство есть не право, а обязанность участвовать в гражданских делах, поскольку лишь участие в гражданских делах — оно и в себе самом — кристаллизует гражданские состояния и впервые ты узнаешь, что ты мыслишь, что ты желаешь, что ты думаешь и так далее), если мы его имеем, можем ввести понятие плотности этого пространства» («Сознание и цивилизация»).
  44. «Если уж я назвал их конструкциями в символическом смысле этого слова (то есть [в смысле] таких исторических точек, сцеплений просто исторических мотивов, человеческих мотивов, действий и так далее), то пересечение их (где есть побуждение к ещё большему возвышению или побуждение к дальнейшему возвышению) — это как бы интенсивное или плотное пространство» («Сознание и цивилизация»).
  45. «Эти неподвижные связности являются мотором и мотивом ещё большего возвышения человека над собой (а не просто животной жизни и так далее или свары какой-нибудь) ещё и потому, что они требуют снова и снова быть связанными» («Сознание и цивилизация»).
  46. «Вот у греков: что-то убрало усилие, и исчезло греческое общество ещё до того, как варвары его разбили» («Сознание и цивилизация»).
  47. «И вот — это максимально разрезанное общество, пустое пространство (в отличие от плотного), то есть где минимум или почти что нет точек, в которых усилие моё завязывалось бы и толкало бы меня на возвышение меня самого надо мной самим и на овладение собой» («Сознание и цивилизация»).
  48. «Во французском выражении лучше звучит: «Personne ne veux rendre son ame — отдать душу другому» («Сознание и цивилизация»).
  49. «Но, отсюда, конечно (имея такое различие мы можем снова — к нам вернулся язык), мы различаем: есть нечто познательное [познаваемое] языком и нечто, знаемое в этом же слове, в этом же термине» («Сознание и цивилизация») (Прим. ред).
  50. Восстановлено по сравнению с текстом публикации в сборнике «Сознание и цивилизация».
  51. Публикуемая лекция является частью курса «Очерк современной европейской философии», прочитанного в 1978-1979 году во ВГИКе.
  52. «Ярче тысячи солнц» — книга Роберта Юнга о западноевропейских и американских учёных-атомщиках.
  53. Строка из стихотворения Ф. Тютчева.:

    О, вещая душа моя,
    О сердце, полное тревоги, —
    О, как ты бьешься на пороге
    Как бы двойного бытия…

    Так, ты — жилица двух миров,
    Твой день — болезненный и страстный,
    Твой сон — пророчески-неясный,
    Как откровение духов…

    Пускай страдальческую грудь
    Волнуют страсти роковые —
    Душа готова, как Мария,
    К ногам Христа навек прильнуть.

  54. «Красные бригады» являются экстремистским крылом ультралевой коммунистической группировки.
  55. Наст. изд. С. 81.
  56. Мамардашвили М., Пятигорский А. Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке. М: Школа «Языки русской культуры», 1997. С. 77.
  57. Наст. изд. С. 30.
  58. Мамардашвили М., Пятигорский А. Цит. соч. С. 167.
  59. Наст. изд. С. 52.
  60. Наст. изд. С. 58.
  61. Наст. изд. С. 82.
  62. Наст. изд. С. 207.
  63. Вместе с Альгирдасом Дегутисом текст лекций расшифровывали Арунас Свердиолас и Томас Содейка.
  64. Сохранены авторские знаки препинания.
  65. Елена Ознобкина, «Одинокий картезианец».
  66. Там же.
  67. Елена Ознобкина. «Одинокий картезианец».
Содержание
Новые произведения
Популярные произведения