Гуманитарные технологии Аналитический портал • ISSN 2310-1792

Первый гуманистический манифест

Первый гуманистический манифест (Humanist Manifesto I) — программный документ религиозного гуманизма, главная идея которого состояла в необходимости создания новой гуманистической религии, ориентирующейся исключительно на светские ценности. Опубликован в 1933 году. Основными авторами Манифеста были философ Рой Вуд Селларс (Roy Wood Sellars), член Первого гуманистического общества Нью-Йорка, и унитарианский священник Рэймонд Б. Брэгг (Raymond B. Bragg).

Пришло время осознания радикальных изменений в религиозных верованиях во всём современном мире. Эпоха простого пересмотра традиционных подходов завершилась. Наука и экономические изменения подорвали старые верования. Религии всего мира не в состоянии приспособиться к новым условиям, созданным огромным ростом знания и опыта. В каждой сфере человеческой деятельности жизненно важная направленность развития обусловлена искренним, внутренне ей присущим гуманизмом. С целью лучшего понимания религиозного гуманизма мы, нижеподписавшиеся, хотим сделать некоторые утверждения, которые, как мы полагаем, отражают факты нашей современной жизни.

Существует огромная опасность полной, и, как мы считаем, фатальной идентификации слова религия с доктринами и методами, потерявшими своё значение и бессильными решить проблемы человеческой жизни в двадцатом столетии. Религии всегда были способом освоения высших жизненных ценностей. Они получали свою завершённую форму в осознании общей ситуации, в которую погружён человек (теология, или общий взгляд на мир), смысла ценностей, содержащихся в ней (цель, или идеал) и средств (культ), предназначенных для достижения удовлетворительной жизни. Изменения в любом из этих факторов приводят к смене внешних форм религии. Этим объясняется трансформация религий за прошедшие столетия. Однако религия как таковая, какие бы изменения ни претерпевала, остаётся постоянной в своём вопрошании к вечным ценностям — неотъемлемому атрибуту человеческой жизни.

Современное, более широкое понимание человеком универсума, его научные достижения, а также его более тесная связь с человеческим братством создали ситуацию, требующую нового определения средств и целей религии. Такая жизненная, бесстрашная и искренняя религия, способная дать и достойную социальную цель и личное удовлетворение, для многих людей может оказаться фактором, окончательно разрывающим их связь с прошлым. Нынешняя эпоха породила огромные сомнения в традиционных религиях, и не менее очевиден тот факт, что любая религия, претендующая на то, чтобы стать объединяющей и движущей силой современности, должна отвечать именно нынешним нуждам. Создание такой религии — главнейшая необходимость современности. Ответственность за это лежит на нашем поколении.

Мы утверждаем нижеследующее:

  1. Религиозные гуманисты рассматривают Вселенную самостоятельно существующей и несотворенной.
  2. Гуманизм полагает человека частью природы, и его возникновение есть результат длительного процесса.
  3. Придерживаясь органической точки зрения на жизнь, гуманисты находят, что традиционный дуализм души и тела должен быть отвергнут.
  4. Гуманизм признает, что цивилизация и религиозная культура человека, — как о том с несомненностью свидетельствуют антропология и история, — это продукты постепенного развития, возникающие благодаря их взаимодействию с природной средой и социальным наследием. Индивид, рождённый в определённой культуре, в значительной степени сформирован этой культурой.
  5. Гуманизм утверждает, что природа универсума, как она представляется современной науке, не даёт какого бы то ни было сверхъестественного или космического обоснования человеческих ценностей. Естественно, гуманизм не отрицает возможности реальностей, не известных пока науке, однако он настаивает, что возможность обнаружения всякой такой реальности и её оценка определяется интеллектуальным исследованием и соотнесением её с человеческими нуждами. Религия должна сформулировать свои надежды и планы в свете научного духа и научной методологии.
  6. Мы убеждены, что время теизма, деизма, модернизма, а также различных вариаций «нового мышления» ушло.
  7. Религия состоит из действий, целей и познаний, имеющих человеческое значение. Ничто человеческое не чуждо религии. Она включает труд, искусство, науку, философию, любовь, дружбу, отдых, — всё, что в своей мере находит выражение в разумной удовлетворённости человеческой жизнью. Различение между священным и мирским не должно более проводиться.
  8. Религиозный гуманизм рассматривает полную реализацию индивидуальности конечной целью человеческой жизни и стремится к её становлению и осуществлению повсеместно и безотлагательно. Именно в этом гуманизм видит своё социальное призвание.
  9. Взамен устаревших традиций, включающих богослужение и молитву, религиозное чувство гуманиста выражается в усиленном осознании своей индивидуальности и своей сопричастности совместным усилиям, направленным на повышение общественного благосостояния.
  10. Отсюда следует, что не остаётся места каким бы то ни было специфически религиозным эмоциям и традициям, подобным тем, что до настоящего времени увязываются с верой в сверхъестественное.
  11. Человек научился справляться с кризисами в своей жизни, распознавая их природу и предсказывая степень их вероятности. Разумные и человечные взаимоотношения будут вырабатываться с помощью образования и поддерживаться традицией. Мы полагаем, что гуманизм встанет на путь социальной и психологической профилактики и сумеет противостоять оторванным от реальности сентиментальным надеждам и произволу.
  12. Будучи уверенными в том, что религия должна привносить радость в восприятие жизни, религиозные гуманисты нацелены на воспитание творческих способностей человека, на стремление к таким достижениям, которые способствовали бы человеческой удовлетворённости жизнью.
  13. Религиозные гуманисты утверждают, что все сообщества и институты существуют ради человеческой жизни. Разумная оценка, трансформация, контроль и направленность таких сообществ и учреждений с точки зрения утверждения ценности человеческой жизни являются целью и программой гуманизма. Очевидно, что религиозные институты, их обряды, методы духовного влияния и общественная активность должны быть пересмотрены в свете накопленного опыта с целью придания эффективности их деятельности в современном мире.
  14. Гуманисты твёрдо убеждены в том, что существующее утилитарное, ориентированное на прибыль общество показало свою несостоятельность, и что необходимы радикальные изменения в его установках. В целях справедливого управления и мотивации распределения жизненных средств должен быть создан социально ориентированный коллективный экономический порядок. Цель гуманизма — свободное всемирное общество, в котором люди добровольно и в согласии со своим разумом работают на общее благо. Гуманисты требуют всеобщего блага в общем для всех мире.
  15. Мы заявляем, что гуманизм:
    • утверждает жизнь, а не отрицает ее;
    • ищет реальных возможностей для жизни, но не бежит от нее;
    • стремится создать условия удовлетворительной жизни для всех, а не для избранных.

Этими несомненными моральными принципами и намерениями будет руководствоваться гуманизм в будущем, в соответствии с ними он будет выбирать свои методы и направлять свои усилия.

Таковы исходные положения религиозного гуманизма. И хотя мы полагаем, что религиозные принципы и идеи наших отцов не отвечают более современным требованиям, потребность в лучшей жизни всё же остаётся главной задачей человечества. Наконецто человек начинает осознавать, что лишь он один ответственен за воплощение в мире своей мечты, что силы для её достижения заключены в нём самом. Этой задаче он должен посвятить свой разум и свою волю.

Источник: Humanist Manifesto I. American Humanist Association, 1933. Гуманистический манифест I. Перевод на русский язык: В. Поляков. // Электронная публикация: Центр гуманитарных технологий. — 08.08.2006. URL: https://gtmarket.ru/laboratory/basis/5469/5470
Содержание
Новые произведения
Популярные произведения