Гуманитарные технологии Аналитический портал • ISSN 2310-1792

Ричард Рорти. Случайность, ирония и солидарность. Примечания переводчика

  1. Под теоретически некруговым основанием подразумевается, например, трансисторическая точка зрения, или наличие нейтрального языка, или нейтрального критерия Рорти считает, что для либерального ироника, как для прагматика, такие основания не существуют для оправдания своих убеждений он может прибегать только к циркулярным процедурам, то есть апеллировать к историческому опыту, к сравнениям См. Richard Rorty, Solidarity or Objectivity? In: Philosophical Papers, Vol. I, Objectivity, Relativism, and Truth (Cambridge: Cambridge University Press, 1991), pp. 28–29.
  2. Олив Шрайнер (1855–1920) — южно-африканская писательница и моралистка. Её неконвенциональное мышление находилось под сильным влиянием прежде всего «First Principles» Герберта Спенсера и «Essays» Эммерсона. Она считала себя скорее социальным критиком, чем писательницей. После публикации в 1883 году своей книги «The Story of an African Farm» добивается признания и известности. В этой книге подвергается резкой критике жестокое обращение с черным населением Родезии. Шрайнер подрывает величественный и героический образ колонизатора. Сила и страстность главной героини романа делает книгу важным документом феминизма.
  3. Ричард Райт (1908–1960) — негритянский писатель и социальный критик (США). Первая книга «Uncle Torris Children», содержащая критику расизма на юге США, опубликована в 1938 году. Известность принесла «The Native Song» (1940). Во время и после своего путешествия в Европу Райт пишет «The Outsider», книгу о поиске идентичности черным интеллектуалом.
  4. Шодерло де Лакло (1741–1803) — французский офицер и писатель, автор «Liaisons dangereuses» (1782), романа, написанного в форме писем, критикующего нравы высшего светского общества.
  5. Генри Джеймс (1843–1916) — американский писатель, критик и эссеист. Брат Уильяма Джеймса. Образование: частное до 12 лет, затем школы в Булони, Париже, Женеве, Бонне. В период одной из своих поездок в Париж (1875) часто встречался с Тургеневым, А. Доде, Г. Флобером, братьями Гонкур и Э. Золя. С 26 июля 1915 года — гражданин Великобритании. Основные произведения «The Portrait of a Lady» (1881), «The Turn of the Screw» (1898), «The Awkward Age» (1899).
  6. Блейк, Уильям (1757–1827) — британский поэт и художник. Никогда не учился в школе, но получил хорошее домашнее образование (обширные знания Шекспира, Милтона, Бен Джонсона, знал итальянский, французский, латинский, греческий, древнееврейский языки). Отвергая обычные способы публикации, Блейк, как средневековый ремесленник, сам делал свои книги маленькими тиражами, рисовал к ним гравюры. Поэтому, зачастую был знаком современникам по слухам, а не по своим работам. Его поэзию отличает глубина в сочетании с наивностью, романтическое отношение к древности, особенно готической и средневековой. Очень тонкая лирика в сборнике «Songs of Innocense» (1789). Ранние стихи наполнены мистицизмом (его отец был поклонником Э. Сведенборга) и символикой, главная тема детство — против мира взрослой вероломности и испорченности. С 1793 начинает работу над своими пророческими книгами («The Visions of the Daughters of Albion», «America: A Prophecy», «The Book of Urizen» и так далее), в которых создаёт персонажи своей собственной мифологии: Уризен — символ запретительной морали и Орк — символ бунтарства, анархии.
  7. Драйден, Джон (1631–1700) — британский поэт и драматург. Писал оды и панегирики королю, лорду канцлеру и другим высокопоставленным особам, героические драмы («The Indean Emperor»). Будучи очень скромным в частной жизни, в профессиональной — приобрёл славу приспособленца и карьериста подстраивался под политическую конъюнктуру и доминирующий вкус. Написав поэму «Annus Mirabilis» (1668), добивается места поэта-лауреата. Основные темы: опасности связанные с религиозными и гражданскими беспорядками. В соответствии с политическим заказом пишет драму, направленную против датчан «The State of Innocence». С 1681 года обращается к политике: пишет сатиры на вигов. В последний период творчества занимается в основном переводами Вергилия, Ювенала, пишет парафразы Овидия и Бокаччио. Драйден был самокритичным и образованным писателем, типичной фигурой неоклассицизма. Его авторская позиция всегда претендует на разумность и здравый смысл.
  8. Actes gratuits — «бескорыстное действие», немотивированный, необоснованный поступок или выбор (фр).
  9. Блум, Гарольд (род 1930) — известный американский литературный критик, профессор Йельского университета. Сочетает архитипический критицизм Нортропа Фрая с психоаналитическим подходом. В замкнутый на себе литературный универсум Фрая, сферу кооперации, где литература соотносится только сама с собой, Блум привносит элемент соревнования и состязательности. Литературную критику, как и сам акт чтения, рассматривает как в высшей степени личное дело и как предприятие одиночки. Всякое чтение, по его мнению, это неправильное прочтение, поскольку невозможно обнаружить скрытый «объективный» смысл. Он пытается спасти литературу от антиисторического формализма новой критики и деконструкции. С конца 1970-х, как член йельской школы деконструкции, сотрудничал с Полом де Мэном, Дж. Хартманом, Ж. Деррида, Дж. X. Миллер. См.: «Yeats» (1970), «A Map of Misreading» (1975), «Kabbalah and Criticism» (1975), «Poetry and Repression» (1976) и другие.
  10. Ларкин, Филипп (1922–1985) — британский поэт, писатель, эссеист. В начальный период творческой жизни Ларкин испытал большое влияние раннего Йейтса. В центре его поздних поэм («The Old Fools», «The Building», «Aubade») темы старости, болезни, угасания и смерти. Работая с традиционными, часто непритязательными поэтическими формами, он одновременно вовлекает в свою поэзию не затрагивавшиеся до того сферы английской современной жизни.
  11. Bien-pensant — благонамеренный, добропорядочный (фр).
  12. Триллинг, Лайонел (1905–1975) — американский литературный критик, находившийся под сильным влиянием марксизма и фрейдизма; писал для левых либеральных журналов «he Nation>» и «The New Republic». Критически относился к таким авторам как Т. Драйзер и Ш. Андерсон за идеологическое упрощенчество, противопоставляя им Г. Джеймса и С. Фицжеральда, сознававших сложность и неоднозначность общественной жизни. Он не был теоретиком и понимал литературную критику как суждение, как средство реформы искусства и общества, а не как академическое упражнение. См. «The Literal Imagination» (1950), «Mind in the Modern World» (1973).
  13. «The Road to Wigan Pier» — работа Дж Оруэлла (1937), рассматривающая проблемы безработицы, обнищания, социальной апатии и перенаселения в Англии на фоне интересного анализа предрассудков среднего класса о «классах низших». Оруэлл заключает работу с призывом к социалистическому движению объединить рабочий класс с низшими слоями среднего класса в борьбе за социальные права.
  14. Focii imaginarii — фокусы воображения (лат).
  15. Saeva indignatio — дикое возмущение (лат).
  16. Арнольд, Мэтью (1822–1888) — английский поэт, эссеист и один из самых влиятельных критиков XIX века. В свей основной литературно-критической работе «Essays in Criticism: First Series» (1865) Арнольд утверждает, что функция критики — это создание «истинных и свежих идей», на которые может опираться художник. Главная характеристика критики — незаинтересованность: она должна быть в стороне от политических и религиозных разногласий и воспринимать вещи так, как они есть.
  17. Пэтер, Вальтер Горацио 1839–1894) — английский писатель, человек широких гуманитарных интересов. Основная тема его работ — как прожить жизнь наилучшим образом. Идеалом жизни для него была жизнь в искусстве. См. «Marius the Epicurean» (1885), «Imaginary Portraits» (1887).
  18. Ливис, Фрэнк Раймонд 1895–1978) — критик, с 1920-х годов игравший важную роль на английской литературной сцене. Он настаивал на первичности социальной практики над теорией и на её центральной роли в критических оценках: нет никаких чисто «литературных ценностей», все суждения литературной критики относятся только к жизни. Зрелая литературная дискуссия, по мнению Ливиса, может иметь место только в хорошо информированном обществе: для критики необходима атмосфера кооперации. Литература принадлежит традиции; чтобы поддерживать культурную преемственность необходима образованная аудитория. См. «The Great Tradition: George Eliot, Henry James, Joseph Conrad» (1948), «Anna Karenina and Other Essays» (1967), «The Critic as Anti-Philosopher» (1982).
  19. Уилсон, Эдмунд (1895–1972) — американский литературный критик, историк, новеллист, поэт. Многие из работ Уилсона можно условно отнести к жанру «журналистики». Писал главным образом для журнала «New Yorker», знакомя американского читателя с мировой литературой. См. «The Bit between My Teeth: A Literary Chronicle of 1950–1960» (1965); «The Dead Sea Scrolls: 1947–1969» (1969); «A Window to Russia: For the Use of Foreign Readers» (1972).
  20. Кермоуд, Фрэнк (род. 1919) — литературный критик. Он считает, что все комментарии и интерпретации канонических текстов изменяются от поколения к поколению, поскольку каждая эпоха имеет свои собственные оригинальные потребности. В свою очередь, канонические тексты доказывают свою каноничность тем, что способны противостоять изменчивым интерпретациям, для которых они остаются неисчерпаемыми. «The Genesis of Secrecy: On the Interpretation of Narration» (1979), «The Uses of Error» (1990).
  21. Нуэры — народность, живущая в Судане.
  22. Сунг — династия, правившая в Китае с 960 по 1279 год; уничтожена монгольскими племенами.
  23. «Бесплодная земля» — поэма Т. Элиота (1922). Благодаря своей экспериментальной технике, уклонению от традиционных поэтических стихоформ стала одной из самых влиятельных поэм в англо-саксонской литературе XX века. «Книга смеха и забвения» — роман Милана Кундеры.
  24. Градгринд — имя персонажа из «Hard Times» («Тяжёлые времена») Диккенса: миллионер, «человек факта и расчета». Ныне в английском языке это имя стало нарицательным.
  25. Жюльен Бенда (1867–1956) — французский критик и эссеист. Все его работы проникнуты убеждением, что человеческое чувство, суждение и поведение должны руководствоваться разумом и интеллектом. Бенда критиковал современных интеллектуалов за то, что те позволили захлестнуть себя националистическим, социальным и политическим страстям и чувствам. Руководящими принципами могут быть только такие абстрактные принципы как справедливость, истина и человечность. См. «Dialogues a Bysance» (1900), «Belpbegor» (1918), «La France byzantine» (1945).
  26. Ambulando — бродя, странствуя, переходя с места на место (итал).
  27. «Finnegans Wake» — экспериментальный роман Дж. Джойса (1939). Английская литературная критика рассматривает этот роман как самое революционное произведение Джойса, представляющее собой самые интересные и радикальные эксперименты с потоком сознания. Каламбуры, неологизмы, иностранные слова и так далее сочленяются с аллюзиями. Цель Джойса — соотнести едва различимый сюжет с широким историческим, психологическим, религиозным и художественным контекстом. Тема романа — сны и кошмары одного дублинского хозяина таверны и членов его семьи в течение одной ночи. Некоторые критики отмечают явное влияние на роман идей циклического повторения Дж. Вико и психологии сновидений 3. Фрейда.
  28. «Middlemarch» — роман Дж. Элиота (1872), посвящённый жизни английской провинции второй четверти XIX века. В романе — четыре самостоятельных сюжета, каждый из которых связан с остальными многочисленными пересечениями. Элиот исследует в романе (подзаголовок романа: «А Study of Provincial Life») проблему того, на какой основе может сформироваться новая форма человеческой солидарности: на основе доктрин или чувства гражданского единства как формы пост-христианской религии человечества.
  29. «Prelude» — автобиографическая поэма Вордсворта (1770–1850), опубликованная в год его смерти, хотя была написана в 1805 году. Поэма была адресована его другу Кольриджу. «The Education of Henry Adams» (1918) — автобиография Генри Брукс Адамса (1872–1930), английского новеллиста, поэта и журналиста.
  30. Бирбом, сэр Макс (1872–1956) — английский критик, карикатурист, известный современникам своими остротами и сатирой. Его ироническая критика была направлена с одной стороны на маньеризм, с другой — на социально-политическую амбициозность в литературе. В последние годы жизни был известным радиоведущим.
  31. «Zuleika Dobson» был написан в 1911 году.
  32. «Idylls of the King» — название большого цикла поэм Альфреда Теннисона, посвящённого королю Артуру. Публиковался с 1859 по 1885 год. Hydriotaphia or Urn-Burial» — трактат сэра Томаса Брауна (1605–1680), опубликованный в 1658 году, предметом которого были способы захоронения и похоронные церемонии у разных народов.
  33. «(то есть любознательность, нежность, доброта, стройность, восторг)». — В английском варианте Набоков перечисляет всего четыре компонента искусства, русский перевод дополняет этот список пятым — «стройность».
  34. «Сабинское поместье» — имеется в виду поместье в Сабинской области, подарённое Горацию Меценатом.
  35. Ландор, Вальтер Сэвидж (1775–1864) — английский поэт, эссеист, буйная и вспыльчивая натура которого была изображена Диккенсом в образе Бойторна из «Холодного дома» (Bleak Ноusе).
  36. Встреча отца Набокова с Уэлсом состоялась в Лондоне в 1916 году, во время его визита, вместе с А. Немировичем-Данченко, Алексеем Толстым, Корнеем Чуковским, в Англию, где состоялись встречи не только с Г. Дж. Уэллсом, но и с А. Конан Дойлем, Робертом Россом, а. также короткий визит в Бэкингемский дворец к королю Великобритании. См. Andrew Field, VN: The Life and Art of Vladimir Nabokov, New York: Crown Publishers, p. 49.
  37. Марвелл, Эндрю (1621–1678) — английский сатирик, метафизический поэт. С 1659 года и вплоть до самой смерти член Парламента. Много путешествовал, в том числе в качестве дипломата в Россию, Швецию, Данию. Уже при жизни был известен как автор множества политических и религиозных сатирических стихотворений. Кроме политической сатиры, был известен своей пасторальной лирикой о садах, цветах, почему был отмечен как «зеленый поэт». Именно к таким поэмам относится упомянутая «The Nymph on the Death of her Fawn».
  38. Уилберфорс, Уильям (1759–1833) — английский филантроп, общественный деятель, активно выступавший за отмену работорговли.
  39. В работе Джона Стюарта Милля над известным эссе «On Liberty» принимала участие его супруга Харриэт Милль (Тейлор), их тесное и плодотворное сотрудничество было прервано её смертью. Хэрриэт Милль была убеждена в возможности одержать окончательную победу над социальным злом, для этого нужно было бы лишь найти решающее средство. Симпатии Милля социалистическому движению во многом определялись влиянием его супруги.
  40. «Рефлективное равновесие» (reflective equilibrium) Роулза Рорти определяет следующим образом: «компромисс между интуициями относительно желательности определённых последствий определённых действий и интуициями относительно общих принципов, когда ни те ни другие [интуиции] не имеют решающего голоса». См. Richard Rorty, Priority of Democracy to Philosophy, in: Philosophical Papers, Vol. I, Objectivity, Relativism, and Truth (Cambridge: Cambridge University Press, 1991), p. 183
Содержание
Новые произведения
Популярные произведения