Гуманитарные технологии Аналитический портал • ISSN 2310-1792

Уильям Мастенбрук. Переговоры. Часть II. Модель ведения переговоров. Глава 3. Как добиться поставленных целей

Переговорным аспектам, основанным на достижении реальных результатов, обычно, уделяется особое внимание. Здесь я имею в виду деятельность, фокусирующуюся на содержании переговоров: аргументы, факты, точки зрения, цели, интересы, основные предложения, компромиссные предложения, уступки и условия. Переговорщики пытаются влиять на распределение издержек и выгод способом, выгодным им в смысле содержания переговоров, например:

  • создавая возможности для маневров;
  • представляя свои предложения как очевидные;
  • предъявляя выгодные для них факты;
  • делая лишь мелкие уступки.

Наиболее важные виды деятельности:

  • тактический обмен информацией о целях, надеждах, и приемлемых соглашениях;
  • преподнесение своего мнения таким образом, что может повлиять на мнение другой стороны по поводу доступных в этой ситуации соглашений;
  • кропотливая работа в направлении компромиссного решения, предполагающего уступки, сделанные обеими сторонами.

Тактический выбор, который в этой ситуации должен сделать переговорщик, предполагает слом сбалансированности между покорностью и настойчивостью, если даже не упрямством в манере поведения. В таблице 3.1 будет дано разъяснение этой дилеммы.

Разрешение этой дилеммы может быть затруднено тем фактом, что переговаривающаяся сторона очень часто не всегда уверена в том, какие из поставленных ей целей она может реально достичь. Чтобы быть уверенной, в этом, она прежде всего должна выяснить, что известно второй стороне о её целях и приоритетах. Вообще, для того, чтобы добиться результатов, обе стороны должны обладать информацией о целях оппонента. Сторона, которая первой осознает необходимость в этой информации и получит её, безусловно, получит преимущество.

В этом случае переговорщики будет намного легче выработать эффективную стратегию и занять выгодную ему позицию в начальной стадии переговоров Он очень хорошо знает, чего можно добиться в этой ситуации, поэтому он осознает, насколько далеко он может зайти со своими требованиями. Это, без сомнения, увеличит его шансы в том, что он абсолютно не должен идти на уступки. Обе стороны будут знать об этом, что заставит их быть осторожнее при утаивании той или иной информации. Также они осознают, что если они будут утаивать слишком много, то это сведет степень эффективности переговоров к минимуму.

Таблица № 3.1. Дилемма «уступчивость — неподатливость»

Уступчивость |1_____ |2_____ |3_____ |4_____ |5 Неподатливость
терпимость, снисходительность упорство, тестирование жесткость, неподатливость
Информация и аргументы доступны для всеобщего обсуждения Жёсткая манера при приведении аргументов, но в рамках дозволенного Информация и аргументы представляются как само собой разумеющиеся и неопровержимые
Интересы второй стороны воспринимаются как должное Интересы второй стороны анализируются с целью выяснения её приоритетов Жёсткое противопоставление интересов
Благородные уступки, способствующие выработке компромиссного решения Уступки — часть игры, но вполне возможны и тупики Преследуются только свои интересы, даже если используется давление другой стороной

Второй фактор, усложняющий разрешение этой дилеммы, — тенденция принижать значимость интересов оппонента, свои же представлять как само собой разумеющиеся и неопровержимые. Переговорщик знает, что решительность, с какой он действует, без сомнения, повлияет на ход переговоров, но и решительность своего оппонента он рассматривает в том же свете. Обе стороны осознают, что границы уже выстроены ими и им необходимо продемонстрировать, что они придерживаются их с тем, чтобы добиться какого-либо результата.

Есть несколько способов управлять этой дилеммой. В этой книге они будут представлены в терминах трех категорий:

  1. Тактическое использование информации.
  2. Выбор позиции.
  3. Способность идти на уступки.

3.1. Тактический обмен информацией

Эта тактика может быть использована в двух целях:

  1. Выяснить глубинные интересы оппонента и в дальнейшем подчинить его себе.
  2. Преподнести свои желания таким образом, чтобы оппоненту они показались реальными и неизбежными.

Информация, используемая в тактических целях, может преподноситься несколькими способами. Так, например:

  1. Информация, которую кратко можно охарактеризовать следующим высказыванием: «Она, без сомнения, заденет за живое оппонента». Профсоюзы могут сказать: «Если руководство компании переедет в Бирмингем, по-крайней мере четверть команды будет искать новую работу. И, без сомнения, это будут самые высококвалифицированные специалисты, для которых не составит труда найти ее».
  2. Информация, которая уже содержит в себе уступку, предполагает, что в дальнейшем переговорщику уже не придётся идти на другие уступки. Управленцы скажут: «Повышение ежегодных расходов предприятия на отпуск стоит ему миллионов. Вы, конечно, понимаете, что с нашей стороны это большая уступка».
  3. Преподнесение информации с тщательным отбором примеров. Опять управленцы могут сказать «Вы хотите, чтобы в каждом отделе были посредники. Точно такая же система была введена в Голландии и результаты, должны вам сказать, были губительными».

Использование информации в тактических целях — право любой стороны. Но информация будет иметь эффект в случае, если факты и их источники будут иметь определённый авторитет для оппонента. Если переговорщику редко, либо никогда не удаётся успешно проделывать такого рода маневры, он становится просто смешон, либо теряет доверие. Границы между тактическим и некорректным использованием информации достаточно расплывчаты. Преподнесение заведомо ложной информации обычно чревато ослаблением позиции переговорщика, ухудшением отношений между сторонами. Интерпретация и преподнесение информации в свете, выгодном для одной или другой стороны, вполне нормальная вещь, на взаимоотношения между ними это не повлияет ни в коей мере.

Это достаточно безобидные тактики воздействия на интересы и позиции.

Для того, чтобы проверить позицию оппонента, могут быть использованы более жёсткие тактики, например:

  1. Отсрочки либо прекращение переговоров.
  2. Пренебрежение позицией, выбранной второй стороной.
  3. Установление временных рамок (вариант: продолжения встречи до поздней ночи).
  4. Ссылки на клиентов «Я не могу пойти с этим к своим клиентам».
  5. Ссылки на личные обстоятельства: «Если дело пойдёт таким образом — я умываю руки».
  6. Ультимативные заявления. Блеф — например, не показывать ни малейшей заинтересованности, или, если требование не удовлетворяется, предъявить его при следующей возможности. В этом случае есть шанс, что вторая сторона призовет вас быть более «благоразумным», что означает, что она готова обсудить с вами первое требование. Вариант поведения — сначала быть действительно благоразумным, но сразу же, когда второй стороной будет принято первое требование, предъявить второе. Обычно этот трюк используется для того, чтобы заставить вторую сторону пойти на как можно большее количество уступок. В переговорной практике этот приём получил название «тактика салями».
  7. Делегирование представителя. Человек, имеющий действительную власть, прежде всего убедится в том, что он не заявлен в участии в переговорах. Он делегирует туда своего представителя, а сам тем временем спокойно наблюдает за ходом и характером переговоров. Таким образом, он абсолютно развязывает себе руки, с одной стороны, и не подвергает себя опасности, с другой. Вторая сторона в этом случае может защитить себя лишь тем, что незамедлительно начнёт поднимать свой уровень власти до уровня оппонента, если чувствует, что её собственный уровень неудовлетворителен. Делает она это, выдвигая требование вести переговоры только с тем человеком, который действительно может принимать решения.
  8. «Добрый» и «злой» переговорщик. Иногда команда переговорщиков использует хорошо известную интеррогативную тактику. Один из команды избирает жёсткую линию поведения для того, чтобы показаться неблагоразумным, другой же, наоборот, достаточно рационален. Вторая сторона предпочтёт иметь дело с «добрым» переговорщиком, чья «благоразумная» позиция на деле обернётся достаточно жёсткой и основательной.

Надо отметить, что эти тактики должны использоваться с немалой долей осторожности. Если их использование создаёт впечатление, что отношения больше напоминают борьбу, то увеличится шанс деструктивной эскалации. Использование этих тактик должно быть пропорционально важности обсуждаемых вопросов. Вы должны знать им меру: они эффективны лишь тогда, когда их не так много. В том случае, когда они используются, их воспринимают как резервный способ для достижения значительных результатов. Переговорщик, злоупотребляющий их использованием, обрекает себя на получение репутации одержимого, агрессивного и, в конце концов, может потерять всякое к себе доверие и уважение.

3.2. Выбор позиции

В идеале, лучше начать переговоры с обмена информацией об интересах и приоритетах. Не торопитесь с выбором позиции — внося предложение, делая выбор, принимая решение!

Мы должны различать две тактики при выборе позиции тактика закрытой позиции и тактика открытой позиции.

3.2.1. Закрытая позиция

У тактики закрытой позиции есть несколько вариантов:

  • «либо возьми, либо не трогай»;
  • ультиматум;
  • fait accompli (свершившийся факт);
  • сначала конечное предложение.

Последний вариант — самый жёсткий. Он предполагает, что одна из сторон преподносит своё предложение как последнее, сказанное ей слово, но сказанное в самом начале переговоров. У такой тактики есть несколько очевидных преимуществ.

Одна из сторон берёт на себя инициативу и заставляет вторую сторону защищаться.

Причем всю ответственность за возможность тупиков она возлагает на вторую сторону. Более того, незамедлительный выбор позиции создаёт стороне репутацию решительного, серьёзного и надёжного партнёра. А это, без сомнения, может быть очень важным фактом для будущих переговоров. Но это предполагает и определённую степень риска. Если вдруг придётся идти на попятный, то это обязательно нанесёт урон вашей репутации, даже в случае, если позже окажется, что вы были правы.

Особенно, если отношения в переговорах не налажены, другая сторона чувствует, что у неё нет выбора, и в силу этого она будет оказывать сопротивление всему, что предлагает ей оппонент.

Наиболее выгодная ситуация для успешного использования этой тактики возникает тогда, когда одной стороне точно известна вся подноготная её оппонента. В этом случае, без всяких сомнений, может быть получена «сверхприбыль», так как вторая сторона совсем не заинтересована в том, чтобы переговоры зашли в тупик из-за какого-то одного нерешённого вопроса.

3.2.2. Открытая позиция

Очень часто стороны начинают переговоры, открывая свои позиции, например, открывая оппоненту свои интересы, либо излагая свой взгляд на то, что можно предпринять, но, вместе с тем, оставляя массу возможностей для маневров.

Иногда открытая позиция переговорщика носит крайний характер, хотя он утверждает, что готов быть гибким и идти на уступки. Если предложения, в ситуации открытой позиции несколько нереальны, то такую ситуацию принято называть «безоблачными переговорами». Сказать no-правде, использование таких тактик не совсем разумно, потому что оно может разрушить степень доверительности в отношениях, и воспринимается как оппортунистическое. Если позицию действительно необходимо выбрать и занять, то лучше начать с «наиболее защищённого требования». Это означает, что переговорщик может доказать правомочность своего требования и вместе с тем сохранить возможность для маневра.

Постепенно всплывает всё большее количество информации о позиции оппонента, поэтому собственная позиция будет всё крепче. Переговорщики всегда держат в резерве набор уступок с тем, чтобы если переговоры зайдут в тупик, то их можно возобновить вновь, сделав незначительную уступку или проведя обмен мнений по определённому вопросу.

Значительные преимущества этого метода следующие:

  • в основном стороны не зависят от первоначальной информации оппонента,
  • создаётся атмосфера отдачи и прибыли, отношения в переговорах вряд ли ухудшатся,
  • потенциальный риск состоит в том, что придётся сдать ранее занятую позицию, невелик, опасность позиционной неустойчивости тоже становится меньше.

К недостаткам метода можно отнести уменьшение шансов влияния на позиционной выбор оппонента. Для того, чтобы скомпенсировать этот недостаток, можно использовать тактики предоставления/добычи информации, описанные выше. Другой недостаток можно сформулировать так постоянно идя на уступки, сторона в какой-то степени заранее дискредитирует свой каждый новый позиционный выбор. Такой способ вести переговоры может даже отрицательно действовать на их участников, так как они чувствуют, что уступки в какой-то степени нанесут урон их репутации.

3.3. Уступки

После изучения фазы и после того, когда будут внесены различные предложения, обычный путь для переговорщика — пойти на незначительные уступки и убедиться в том, что в обмен он тоже что-то получит. Некоторые переговорщики чрезвычайно ловко уходят от того, чтобы пойти на уступку. Как только они поймут, что в обмен они не получат того, на что надеялись, они незамедлительно возьмут назад своё предложение по поводу уступки или более того, они категорически будут отрицать то, что они вообще собирались на неё пойти.

Для того, чтобы добиться от оппонента уступок, очень важно определиться в том, чего вы вообще от него хотите. Такие вопросы как «Не может ли вторая сторона пойти на компромисс?» или «И это всё, что вы можете нам предложить?» скорее всего, приведут к неизбежности уступок, только необходимо сопроводить их подробными объяснениями причин. Это заставит вторую сторону занять оборонительную позицию, такую, как в случае с покупателем уже бывшей в употреблении машины, который спрашивает «А нельзя ли ещё немножечко снизить цену?» Этот вопрос менее категоричен, чем, например, такое утверждение «Я хочу, чтобы цену снизили на 500 фунтов». Пример в том же духе — просьба об уступке с указанием допустимых верхнего и нижнего пределов. Ну вот, например, такие заявления: «Цену необходимо снизить на 300–400 фунтов» или «Вообще-то, мы думаем о 3–4 процентах» немедленно заставят вторую сторону ухватиться за более выгодные им цифры и затем продолжить переговоры, не выходя за дозволенные рамки.

В такой ситуации проявления решительности — часть игры. Пустопорожние разговоры губительно действуют на репутацию переговорщика не только в глазах оппонента, но и в глазах клиентов. Поэтому, будьте осторожны, формулируя «конечное предложение». Если вы настаиваете на своём «конечном предложении», повторяя его слишком часто, вы превращаетесь в ненадёжного партнёра. С другой стороны, чрезмерная боязнь потерять репутацию приводит переговоры в тупик.

Уступки — неизбежны, переговоры не имеют ничего общего с той ситуацией, когда люди пытаются получить всё, что только они могут, независимо от того, какими средствами они этого добиваются.

Есть ещё одна тактика, имеющая прямое отношение к уступкам, о которой мы ещё не сказали: позволить переговорам зайти в тупик. Попытка сделать так, чтобы перерыв в переговорах был продолжителен во времени — один из способов дать понять другой стороне, чтобы она не ждала много уступок со стороны оппонента. Ещё тупик может послужить методом зондирования того, насколько вторая сторона готова пойти на уступки и таким образом проверить её решительность в этом вопросе. Тупик, так же, может быть полезен для получения новой информации для дальнейшего ведения переговоров.

3.4. Заключение

Переговоры — это процесс обмена информацией, продолжающийся до тех пор, пока не начнёт обретать явные формы выгодный для обеих сторон компромисс.

Умение ненавязчиво и постепенно направить процесс обмена информацией в такое русло, чтобы интересы и ожидания обеих сторон постепенно приходили к общему знаменателю — поистине можно назвать искусством. Только после того, как стороны позволят друг другу вникнуть в занятую ими позицию, понять их стиль аргументации, будут просматриваться возможные решения проблем.

Содержание
Новые произведения
Популярные произведения