Гуманитарные технологии Аналитический портал • ISSN 2310-1792

Винсент Руджеро. Руководство по критическому мышлению. Часть III. Стратегия. Глава 16. Познавая себя

Западная философия фактически началась со слов Сократа: «Познай самого себя». И с тех пор разумные мужчины и женщины начали осознавать, что познание самого себя — ключ к мудрости. Почему самопознание так важно? Потому что большинство препятствий правильному мышлению мы встречаем не в проблемах, требующих нашего решения, а в нас самих.

Разумеется, наши чувства, мысли и поведение зависят от бесчисленного количества факторов. Но любое их описание было бы неполным, если бы не включало ответов на следующие вопросы:

  1. Какой я? Молчаливый или разговорчивый? Оптимистичный или пессимистичный? Трудолюбивый или ленивый? Робкий или смелый? Серьёзный или беззаботный? Застенчивый или самоуверенный? Конкурентоспособный или неконкурентоспособный? Нервный или непринуждённый в общении с незнакомцами? Сохраняю ли я самообладание и присутствие духа в чрезвычайных ситуациях? Уверен ли я во всем, что делаю? Есть ли такие люди, которых я не выношу? (Например, популярный одноклассник) Можно ли меня причислить скорее к ведущим, нежели к ведомым?
  2. Насколько я заслуживаю доверия? Могу ли я хранить тайну или же я расскажу то, что мне доверили, по крайней мере, одному-двум людям? Лояльно ли я отношусь к своим друзьям? Случается ли так, что я «использую» людей? Насколько я внимателен к чувствам других людей? Случалось ли так, что я нарочно причинял людям боль? Завидую ли я другим? Нравится ли мне вызывать неприятности, сеять семена подозрения и разногласия среди людей? Спешу ли я распространить самые свежие сплетни? Обсуждаю ли я своих друзей за глаза? Как я обычно отзываюсь о людях: плохо или хорошо? Критикую ли я ошибки других, чтобы удовлетворить собственное эго? Держу ли я свои обещания? Насколько я терпим в отношении чужих ошибок?
  3. Честен ли я с другими людьми? А с самим собой? Насколько объективно я оцениваю свои способности и таланты? Насколько я интеллектуально развит? Насколько я прилежно я учился в школе? Как много различных ролей я играю в процессе общения с другими людьми? Какие из них являются подлинными? Какие из них лишь маски, созданные, чтобы спрятать ту часть меня, которую мне страшно или стыдно показывать другим? Насколько разумны мои планы на будущее? Хорошо ли я работаю, когда на меня давят?

В дополнение к этим, можно задать самому себе вопросы о качестве вашего мышления, которые уже поднимались в главах 1–15:

  1. Под влиянием каких факторов сформировалась моя индивидуальность? Как это получилось? Какое воздействие они оказали на мою самооценку? В каких ситуациях их влияние делает меня менее индивидуальным?
  2. В каких ситуациях я обычно правильно мыслю (см. главу 2)? В каких ситуациях я становлюсь плохим мыслителем? В каких ситуациях проявляются мои лучшие и худшие качества?
  3. Насколько моё стремление к истине положительно и разумно? (см. главу 3)
  4. Насколько я внимателен в разграничении слухов и фактов? Могу ли я отличить знание от допущения, угадывания и умозрительного построения?
  5. Как часто я стараюсь сделать своё мнение информированным?
  6. Насколько сильно я уверен в том, что «моё лучше»? (не только личное «мое», но и этноцентричное «мое»). Каким образом такое мышление влияет на моё видение личных и общественных проблем?
  7. В каких случаях я наиболее сильно сопротивляюсь изменениям? Является ли страх причиной моего сопротивления? Что именно меня пугает?
  8. Чему или кому я очень хочу соответствовать? В каких ситуациях конформность мешает мне выносить правильные суждения?
  9. Насколько сильно моё желание сохранить лицо? Какие аспекты моего имиджа для меня наиболее ценны? Какая из моих ролей, которые я играю в обществе, нравится мне больше всего? Кому из своих знакомых я стремлюсь нравиться? В каких ситуациях мои действия, направленные на спасение репутации, отрицательно повлияли на моё мышление?
  10. Есть ли у меня какие-либо стереотипы, касающиеся представителей моей расы или других рас? Религий? Политических или общественных организаций? Каких-либо других аспектов, упомянутых в главе 10? Что заставило меня сформировать в себе эти стереотипы? Как эти взгляды повлияли на моё восприятие отдельных людей или идей?
  11. Насколько я склонен обращаться к «здравому смыслу»? Бывает ли, что меня склоняет к этому не столько разумность идеи, сколько то, что она мне просто нравится? Как эта тенденция влияет на моё суждение по поводу идей и различных вопросов?
  12. Как часто я прибегаю к чрезмерному упрощению, когда сталкиваюсь со сложными вопросами? Может ли это происходить потому, что я не хочу брать на себя трудности познания истины во всей её сложности? Или же оттого, что меня пугают неясные и нечёткие ответы. Что сделало меня таким?
  13. Насколько поспешен я в своих заключениях? Прибегаю ли я к подобным заключениям лишь в некоторых сферах жизни? Если да, то в каких? И почему другие сферы жизни остаются незатронутыми? Делаю ли я преждевременные выводы, потому что мне это удобно? Чтобы повысить свой авторитет в глазах других людей и впечатлить их? В какой из недавних ситуаций я сделал поспешные заключения?
  14. Известно ли мне, насколько правильны мои предположения о конкретных вещах? В каких случаях я могу предполагать слишком много, принимать слишком многое за само собой разумеющееся?
  15. Как взаимодействие всех упомянутых выше проблем может разрушить моё правильное мышление в отношении важных личных и общественных проблем?
  16. С какой из проблем, описанных в вопросах 1–15, я сталкивался наиболее часто, так, что она наиболее сильно повлияла на моё мышление? Как мне преодолеть это влияние?

Чем больше честных ответов мы дадим на эти и десятки других вопросов, тем лучше мы сможем контролировать наш мыслительный процесс. От того, что именно мы знаем о собственных возможных реакциях, зависит то, насколько хорошо мы сможем управлять этим процессом. Если мы отрицаем существование в нас нежелательных черт просто потому, что мы никогда не пытались понять наши собственные действия и отношения к чему-либо или оттого, что наше самовосприятие было ложным, то их влияние не станет менее значимым. Мы не будем осознавать, как они воздействуют на нас, и поэтому будем ещё более уязвимыми для них. С другой стороны, если нам будет известно об этих нежелательных чертах и обстоятельствах, в которых они вызывают нерациональные ответные реакции, мы сможем предвидеть эти реакции и быть готовыми иметь с ними дело.

Содержание
Новые произведения
Популярные произведения