Гуманитарные технологии Аналитический портал • ISSN 2310-1792

Винсент Руджеро. Руководство по критическому мышлению. Часть I. Контекст. Глава 1. Кто ты?

Представьте, что кто-то спросил вас: «Кто ты?» Было бы достаточно просто назвать ему своё имя. (Я знаю, что традиционное употребление местоимений мужского рода «он» и «его» в случаях, когда речь идёт о человеке вообще, приравнивается к шовинистическим взглядам. В данной книге подобные местоимения используются лишь потому, что альтернативные выражения не соответствуют либо стилю написания, либо грамматическим нормам языка. — Прим. авт.) Но если бы он хотел знать больше, например, целую историю о том, кто вы, то ответить было бы гораздо сложнее. Вам, очевидно, пришлось бы вдаваться в детали: называть свой рост, возраст и вес. Вам бы пришлось рассказать о своих чувствах и предпочтениях (даже о тайных, о тех, которыми вы никогда ни с кем не делились). О вашей любви к родителям. О желании нравиться людям, которые вас окружают. О том, как вы не любите мужа вашей старшей сестры. О вашей преданности пиву Budweiser, автомобильной компании Ford, Викингам Миннесоты (Minnesota Vikings, футбольная команда штата Миннесота. — Прим. перев.), светлым Levis (Levis — американский производитель джинсовой одежды, компании Levi Strauss & Co. — Прим. перев.) и Grateful Dead (Grateful Dead, дословно: Благодарный мертвец, американская рок-группа. — Прим. перев.)

Ваше отношение к чему-либо также нельзя будет оставить без внимания. Ваше раздражение, которое появляется, если проблема становится всё более сложной. Отвращение, которое вы испытываете к курсам английского языка. Ваш отказ от принятия идей коммунизма и гомосексуализма. Страх высоты, собак или выступления перед публикой.

Список может быть продолжен. Чтобы закончить его, пришлось бы включить в него все особенности вашей личности. Не только физические, но и эмоциональные и интеллектуальные. Предоставить всю эту информация было бы довольно неприятно. Но представьте себе, что человек, задающий вопросы, все ещё не удовлетворил своё любопытство, и теперь он спрашивает: «Как же ты стал тем, кто ты есть?» Если бы ваше терпение все ещё не лопнуло, вы бы ответили что-нибудь вроде: «Я тот, кто я есть, потому что я выбрал быть таким, потому что я рассмотрел различные чувства, предпочтения, отношения и сделал свой выбор. Те чувства, предпочтения и отношения, которые я выбрал, наилучшим образом соответствуют моему стилю и моей индивидуальности».

Влияние на индивидуальность

Этот ответ довольно естественный. И, в узком смысле, он правильный. Но в широком смысле, он является неверным. Влияние окружающего мира на нас гораздо сильнее, чем мы привыкли думать. Мы не просто представители определённого вида «человек разумный», мы живём в определённый момент истории нашего вида. Восемнадцатилетний человек сегодня значительно отличается от восемнадцатилетнего человека, жившего в XV веке новой эры или в 100 веке до новой эры. Общество развивается по-разному, так же, как и его знания, верования и ценности. Таким же образом разнятся возможности человека, касающиеся работы, учёбы и отдыха. Постоянно изменяется и то, как человек думает и поступает.

Место и обстоятельства также играют большую роль. Если вы живёте в большом городе, то ваши взгляды на многие вещи будут значительно отличаться от взглядов человека из деревни. Если отправить молодого человека или девушку, живших до восемнадцати лет в Нью-Йорке или Лос-Анджелесе, учиться в колледж в город, население которого составляет всего 3000 человек, им будет довольно непросто. То же самое произойдёт, если в такую ситуацию попадёт юноша или девушка, выросшие на изолированной ферме. Однако, вероятно, это произойдёт по противоположным причинам.

Если вы американец, то, вероятно, вы интересуетесь американским футболом, бейсболом, или баскетболом. Но если бы вы были китайцем, то вам был бы лучше знаком пинг-понг, и вы были бы поглощены им. Если бы вы были европейцем, то вам нравился бы футбол. Если ваш отец автомеханик, то нет ничего удивительного в том, что вы знаете об автомобилях больше, чем любой среднестатистический человек. Если ваш отец учитель, то у вас будет немного другое отношение к школе и учителям, чем у других учеников.

Точно так же все подробности жизни каждого члена вашей семьи имеют прямое отношение к тому, кто вы есть. Их религия. Раса. Место происхождения. Политические взгляды. Уровень достатка. Отношения между собой. Каждый из этих пунктов влияет на вашу индивидуальность.

Конечно, человек может отвергать то, чему его учат дома. И обычно у людей в возрасте от 18 до 21 года появляется множество различий с их родителями: в верованиях, ценностях и многих других вопросах. И всё же, несмотря на то, принимаете или же отвергаете вы то, чему вас учат, ваша личность формируется в зависимости от этого. Такова ответная реакция на воспитание. И если принять во внимание различных родителей, различия в культуре и ценностях, то воспитание двух разных людей, рождённых, скажем, в Стамбуле и Дабеке, обязательно даст совершенно разные результаты. В этом смысле в мире не может быть двух одинаковых людей.

Затронутая самооценка

На самом деле обстоятельства нашей жизни так значимы, что влияют не только наше видение мира, но и на наше восприятие самих себя. Если бы вас попросили составить список ваших способностей в различных сферах деятельности, то, возможно, вы бы сказали: «Я хорошо разбираюсь в технике, но у меня плохо получается генерировать идеи». Является ли данное утверждение правильным? Не обязательно! Это утверждение отражает лишь то, во что вам пришлось поверить. Заключение, к которому вы пришли, является результатом вашего опыта. Но, возможно, это заключение было слишком поспешным, чтобы быть верным.

В книге «Психокибернетика» доктор Максвелл Мальц (Maxwell Maltz) объясняет удивительные результаты, которые получил один педагог: ему удалось улучшить оценки школьников путём изменения их самооценки. Он заметил, что, когда дети думали, что они ничего не понимали в каком-то одном или во всех предметах, то подсознательно начинали действовать в соответствии с таким видением себя. Поверив в свою глупость, они начинали вести себя так, будто действительно глупы. Рассудив, что такое явление вызвано не отсутствием способностей, а их пораженческим настроем, преподаватель решил повысить их самооценку. По окончании эксперимента он понял, что дети перестали вести себя глупо.

Мальц также приводит похожий случай, в котором отрицательная самооценка не давала возможности одному продавцу достичь необходимого уровня продаж. Когда он вышел на более крупный и перспективный рынок, то его прибыль совсем не изменилась. Количество заказов возросло, но прибыль осталась прежней. Как выяснилось позднее, проблема была не в условиях работы, а в его самооценке. Он убедил себя, что просто не может превысить определённый объём прибыли, поэтому подсознательно препятствовал росту своего бизнеса.

Рассмотрев эти и другие примеры, Мальц пришёл к заключению, что наш опыт может стать элементом самогипноза: он навязывает нам особое мнение о нас самих, а потом заставляет нас претворять его в жизнь. 1

Важность первых лет жизни

Психологи утверждают, что первые годы жизни являются самыми важными в формировании человека. Маленького ребёнка легко сломить, как молодое деревце. Причины этого очевидны. Для него все вокруг новое. Он постоянно полон впечатлений и старается запомнить их. И каждый сложный процесс он пытается разложить на более простые, уже известные ему впечатления. Он ещё не умеет мыслить аналитически. Он не может даже выразить свою реакцию словами.

Есть различные представления, о том, что именно и как оказывает наиболее сильное воздействие на ребёнка. Одно из последних представлений описано в книге доктора Томаса А. Харриса (Dr. Thomas A. Harris) «Я в порядке — ты в порядке». Автор предположил, что существуют четыре базовые позиции человека по отношению к другим людям:

  1. Я не в порядке — ты в порядке.
  2. Я не в порядке — ты не в порядке.
  3. Я в порядке — ты не в порядке.
  4. Я в порядке — ты в порядке.

Первая позиция возникает в период первых двух-трех лет жизни. Она развивается, потому что ребёнок чувствует свою собственную беспомощность по сравнению с взрослыми. Различия в размерах и навыках ставит взрослого человека на уровень Бога. Поэтому ребёнок чувствует себя подчинённым.

По мнению Харриса, возраст 2–3 года является наиболее важной фазой. Ребёнок может остаться на первой позиции с чувством неполноценности, которое будет постепенно уменьшаться с приобретением ребёнком знаний и навыков. Или же он может перейти в опасные вторую или третью позиции. Вторая позиция обычно развивается, если мать холодна с ребёнком. Испытывая недостаток ободрения, ребёнок буквально теряет смысл жизни. И если ему удаётся выжить, то он остаётся эмоционально подавленным и неготовым принять признание окружающих. Третья позиция возникает в случае, когда жестокие, нелюбящие родители бьют и оскорбляют ребёнка. После каждого эпизода насилия, ребёнок вынужден самостоятельно обеспечивать себе поддержку и утешение. Поэтому ему приходится отключать все остальные эмоции. (Эту позицию Харрис называет «криминальная позиция», потому что с подобной проблемой столкнулись множество психически больных людей).

Четвёртая позиция — единственная здравая позиция из четырёх. Она основана на вере, мышлении и действии. Человек, которому в полной мере досталась забота и поддержка родителей, получает все для начала качественного развития. В позднем детстве и юности он вырастает из эмоциональных, необдуманных детских реакций и перестаёт слепо зависеть от того, чему его учат. Он становится мыслящим, самостоятельным человеком — индивидуальностью. В нём сочетаются чувство собственного достоинства (я в порядке) и доверие другим людям, вера в них (ты в порядке). 2

Становление индивидуальности

Это приводит нас к самым важным вопросам этой главы. Что такое индивидуальность, и в какой степени может человек быть индивидуальностью? В современном сознании быть индивидуальностью значит «делать то, что считаешь правильным», то есть действовать в ответ на любые жизненные ситуации наиболее естественным образом. Проблема такого определения заключается в том, что оно отвергает все внешние формирующие силы, которые были описаны ранее. Оно отрицает тот факт, что каждого из нас направляли и в большей степени создавали условия для нашего роста и развития. Оно ссылается на то, что существует некое «внутреннее я», незатронутое опытом и всем тем, что происходит с нами в жизни.

На самом деле, если вы разделяете мнение общественности и живёте в соответствии с таким определением индивидуальности, то вы ведёте себя не иначе, чем знаменитая собака Павлова. Павлов звонил в колокольчик каждый раз, когда давал собаке еду. Спустя некоторое время он обнаружил, что, когда звенит колокольчик, у собаки выделяется слюна, даже если ей не дают при этом пищу. Для собаки это было естественно. Но это естественное было навязано опытом. Собакой управляла внешняя сила.

Очевидно, что индивидуальность должна быть чем-то большим, чем реакция такого уровня. Она должна формировать особые, уникальные реакции. Реакции, в которых она управляет, а не ей управляют.

Первым шагом к становлению индивидуальности является осознание различных идей и отношений к чему либо, сформированных в вас вашими родителями, родственниками, учителями, друзьями, а также радио, телевидением, газетами и журналами. И когда они окажут едва различимое давление на ваше мышление, то вы сможете различить и исследовать их. Если они пройдут проверку, то вы сможете действовать в соответствии с ними. В противном случае, вы можете попробовать уменьшить их влияние на ваше поведение.

Приме­чания:
  1. Maxwell Maltz, Psycho-Cybernetics (New York: Pocket Books Inc., 1969), pp. 49–53.
  2. Thomas A. Harris, M. D. l’m OK — You’re Ok: A Practical Guide to Transactional Analysis (New York: Harper & Row, 1969), pp. 37–53.
Содержание
Новые произведения
Популярные произведения