Гуманитарные технологии Информационно-аналитический портал • ISSN 2310-1792
Гуманитарно-технологическая парадигма

Георгий Щедровицкий. Избранные труды. Часть III. Наука. Инженерия. Проектирование. Организация. Дизайн: проблемы исследований

Щедровицкий, Г. П. Дизайн: проблемы исследований. В соавторстве с О. И. Генисаретским. Источник: [1965 g].

Рассмотренная выше методологическая картина дизайна может быть использована для постановки первоочерёдной группы проблем. Ориентируясь на практические запросы и средства существующих наук, мы разбили эти проблемы на четыре большие группы: социологические, социально-экономические, эстетические и методологические. Взятые вместе, они задают содержание предстоящих исследований, результатом которых должно явиться содержание научной основы для построения теории дизайна, её методологической план-карты.

Социологические проблемы дизайна

  1. Промышленное проектирование как специфическая область человеческой деятельности. Закономерности его исторического развития. Отношение промышленного проектирования к производству и потреблению.
  2. Дизайн в системе промышленного проектирования. Проблемы тотального проектирования.
  3. Структура общественных потребностей как выражение системы социальных отношений и тенденций общественного развития. Структура общественных потребностей и её влияние на структуру потребительского спроса.
  4. Социальное содержание предметной функции. Социальная функция предмета и предметной среды (социальный функционализм). Товарные и нетоварные формы удовлетворения потребностей в социалистическом обществе.
  5. Социалистические проблемы труда и дизайна:
    • Место дизайна в структуре современных производительных сил, его роль в разделении груза в проектных организациях, выступающих как субъективный фактор процесса труда.
    • Дизайн как элемент научной организации труда. Критика современных форм тейлоризма и отождествления с ним дизайна.
    • Дизайн и проблема творчества непосредственных производителей в современном промышленном производстве.
    • Тенденции автоматизации и критика апологетического отношения к системе «человек — машина» и роли дизайна в её утверждении и развитии.
  6. Критика современных буржуазных социологических теорий — «единого индустриального общества», «общества всеобщего благосостояния», «человеческих отношений» — как теоретической основы дизайна в капиталистических странах Запада.
  7. Социологические проблемы быта и дизайна:
    • Тенденции коллективизации быта и дизайн (дизайн и домашнее хозяйство).
    • Дизайн в экономике семейной жизни.
    • Общественные формы быта и дизайн.
    • Социальные проблемы досуга и дизайн. Культура досуга. Изучение досуга с точки зрения потребления определённых товаров и услуг.
  8. Дизайн как инструмент «массовой культуры» в массовом обществе.
  9. Вещи и отношения:
    • Проблема вещи в современной философии, социологии и эстетике.
    • Современная система отношений и система вещей. Вещный характер современной культуры.
    • Вещь как товар. Товарный фетишизм и фетишизм вещи. Нетоварные формы вещи.
    • Материализм и вещизм.
    • Предметная среда в условиях капитализма, социализма и коммунизма.
    • Вещи и комплексы вещей, предметная среда, содействующие становлению коллективистских форм жизни.
    • Связь духовного и вещного богатства человека и общества. Мещанство и культ вещи. Господство вещи над человеком и человека над вещью. Пути освобождения от плена вещей.
    • Вещи и потребности. Обособленная потребность и обособленная вещь. Целостность человека и целостность предметного мира.
    • Содержание, функция и форма вещи. Временная и пространственная характеристики вещи.
    • Формообразование вещи. Структурная и функциональная сложность вещи. Целостность вещи.
    • Основы классификации вещей.
    • Вещь как связь между производителями и потребителями.
    • Вещь как средство коммуникации. Коммуникационные качества вещи. Вещь как эстетический знак.
    • Вещь — концентрат культуры. Вещь и стиль.
    • Вещь и тираж. Технический и эстетический стандарт вещи. Вещь и мода. Мнимое и действительное разнообразие вещей.
    • Ассортимент. Вещи необходимые и излишние. Общественное качество вещи. Затоваривание и его причины.
    • Хаос предметов и предметных форм, его причины, пути и способы его преодоления.
  10. Влияние социальных отношений на характер предметной среды, продуктов промышленного производства.
  11. Общественные отношения и их пространственно-временное выражение.
  12. Дизайн и проблема человека в современном обществе:
    • Дизайн в системе разделения труда.
    • Материально-технический прогресс и гуманизм.
    • Судьбы гуманистической культуры и дизайн.
    • Дизайн и конформизм.
    • Дизайн и всестороннее развитие личности.
    • Универсализм личности и универсализм коллектива.
    • Человек, его потребности, потребительский спрос. Потребительский спрос как человеческий фактор в системе «человек — товар».

Социально-экономические проблемы дизайна

  1. Дизайн как стимул торговли (влияние на внешнюю и внутреннюю торговлю).
  2. Дизайн и экономика монополий.
  3. Конкуренция и дизайн.
  4. Влияние на дизайн тенденций развития мирового хозяйства.
  5. Дизайн в системе Общего рынка.
  6. Дизайн в условиях плановой экономики социалистических стран.
  7. Дизайн в системе СЭВ.
  8. Дизайн и экономическая экспансия США в странах Европы.
  9. Дизайн и экономическое давление капиталистических стран на экономику новых стран Азии и Африки.
  10. Экономическая эффективность дизайна. Способы и формулы определения экономической эффективности в различных отраслях производства.
  11. Дизайн как средство оптимизации отношений сферы производства и сферы потребления.

Эстетические проблемы дизайна

  1. Труд как основа эстетического творчества, эстетического чувства.
  2. Трудовая сущность прекрасного.
  3. Проявление эстетического начала в материальном производстве на различных ступенях общественного развития.
  4. Противоречия в социальном строе труда и их влияние на эстетическое содержание материально-практической деятельности и её продуктов.
  5. Соотношение прекрасного и полезного.
  6. Разрешение противоречий между материально-практической деятельностью и художественно-эстетической деятельностью, их роль и место дизайна в этом процессе.
  7. Эстетическое отношение дизайна к действительности. Дизайн и эстетический идеал.
  8. Многообразие форм художественного творчества в промышленности.
  9. Отличие дизайна от прикладного искусства и художественной промышленности.
  10. Эстетическая ценность машинной техники и дизайн.
  11. Эстетическое освоение машинной техники в дизайне.
  12. Техническая эстетика против эстетики техницизма.
  13. Эстетизм и вещизм.
  14. Красота и стандарт.
  15. Взаимоотношение дизайна и искусства.
  16. Художественное (эстетическое) начало дизайна. Эстетический момент в творчестве дизайнера. Художественное (эстетическое) творчество и художественное конструирование.
  17. Эстетическое в продукте дизайна. Произведение дизайна и произведение искусства.
  18. Сравнительная эстетическая характеристика дизайна и стайлинга.
  19. Дизайн и эстетическая революция XX столетия.
  20. Дизайн и художественный синтез.
  21. Дизайн, архитектура, урбанизм, синтурбанизм.
  22. Дизайн и проблема стиля.
  23. Функционализм как метод творчества и как художественный стиль.
  24. Формалистический и социальный функционализм. Статический и динамический функционализм.
  25. Дизайн и конструктивизм.
  26. Освоение новейших достижений живописи и скульптуры в дизайне.
  27. Дизайн и другие средства массовой культуры, основанные на современной технике, в их социальном и эстетическом сопоставлении: а) дизайн и кино; б) дизайн и телевидение; в) дизайн и радио.
  28. Строение дизайн-формы. Функция — конструкция — форма. Форма внутренняя и форма внешняя.
  29. Красота и внешняя форма. Принципы формообразования.
  30. Проблема вхождения художника в материальное производство. Художник-прикладник и дизайнер. Дизайнер как новая профессия. Специализация и универсализм дизайнера.

Методологические проблемы построения теории дизайна

  1. Методологические проблемы очерчивания предмета науки о дизайне.
  2. Системно-структурный подход к объекту теории дизайна.
  3. Определение эмпирического материала исследований по теории дизайна.
  4. Системно-структурный анализ объекта теории дизайна:
    • Виды и сферы дизайна.
    • Система «человек — социальная среда».
    • Системно-структурные исследования общественных потребностей и их выражение в форме и функциях продуктов промышленности.
    • Представление предметной среды как системы.
  5. Системно-структурные исследования дизайнерской деятельности:
    • Основания и принципы современной кооперации деятельности.
    • Строение деятельности и организации дизайнерских коллективов.
    • Средства дизайнерской деятельности. Возможности ЭВМ в решении дизайнерских задач.
    • Административная организация дизайнерской деятельности и средства управления ей.
    • Соотношение проектирования, планирования и управления.
  6. Методы и средства построения план-карты теории дизайна.
  7. Соотношение структурных и генетических методов в теории дизайна.
  8. Системно-структурный подход как методология исторических исследований дизайна.
  9. Методы генетического развёртывания исходных структур теории. Метод восхождения от абстрактного к конкретному.
  10. Вещизм как методологический принцип современного художественного конструирования. Дизайн и стайлинг.
  11. Антивещизм как методологический принцип дизайна будущего.
  12. Принципы определения средств будущей теории дизайна и оценка их возможностей.
  13. Принципы ассимиляции средств и методов существующих наук в теории дизайна.
  14. Методологические проблемы применения математики, теоретической и технической кибернетики в теории и практике дизайна.
  15. Функции эксперимента в исследованиях по дизайну.
Реклама:
Хотите купить карниз для штор недорого и отличного качества, современного дизайна? Вам к Нам!
Содержание
Новые произведения
Популярные произведения