Гуманитарные технологии Аналитический портал • ISSN 2310-1792

Карл Митчем. Что такое философия техники? Часть II. Философские аспекты техники. Глава 9. Метафизические вопросы

Два центральных вопроса политической философии техники — об автономности техники (и, следовательно, о детерминировании ей человеческой жизни, противопоставляемой нейтральности техники (о свободе человеческой жизни от техники), а также вопрос о прогрессе — есть вопросы в корне метафизические. Дискуссии об автономности техники, например, обнаруживают структуру, весьма сходную со структурой дискуссии по поводу единого и многого, то есть по поводу центрального вопроса метафизики. В некотором очевидном смысле реальность есть единое, в других очевидных смыслах она есть многое; ключевой вопрос в том, какие смыслы наиболее реальны и какие иллюзорны. Кроме того, при каких-то уровнях абстракции техника будет выглядеть автономной, а при других — нет: коренной метафизический — вопрос касается различий в реальности, постигаемой на разных уровнях анализа.

Не говоря уже о вопросе детерминизма и свободы, идея технического прогресса поднимает также фундаментальный вопрос относительно реальности времени и природы темпоральности. Говоря словами из заключительного абзаца дебатов Леви Стросса с Александром Кожевым о тирании и современной технологии, речь идёт о следующем: «Философия в строгом и классическом её смысле предполагает, что существует некий вечный и неизменный порядок, в рамках которого разыгрывается история, и этот порядок не испытывает на себе никакого влияния самой истории. Эта гипотеза, однако, отнюдь не самоочевидна. Те, которые занимаются только техникой, отклоняют её и склонны думать, что бытие формируется само по себе, в ходе истории На основе этих гипотез (об осовременивании, или постоянном обновлении техники) абсолютная связанность (этого процесса) с интересами человека становится источником философского знания о том, что человек на земле всегда должен чувствовать себя как у себя дома, он должен, без всяких ограничений, быть гражданином Земли, но не гражданином лишь части необитаемой Земли. Если исходигь из классических гипотез, то философия требует радикальной отрешённости от человеческих интересов в том смысле, что человек не должен считать, будто он может распоряжаться на Земле как у себя дома: он должен чувствовать себя лишь гражданином, то есть частью целого». 13

Противоречие между этими двумя гипотезами есть, возможно, высший метафизический вопрос, поставленный современной техникой.

Не только центральные, но и все предшествующие вопросы политической философии техники оказываются, в конечном счёте, включёнными в метафизику; они носят концептуальный характер. Каковы действительные различия в сфере бытия, отграничивающие природные объекты от артефактов, а предметы искусства от технологических объектов, инструментов, машин, кибернетических устройств и так далее? В сфере логики и эпистемологии можно сформулировать вопросы: Какую сферу бытия охватывает техническое знание? Что делает возможным технологическое знание? В области этики: Что существенно и что случайно в техническом бытии? Что существенно и неизменяемо в технике и что случайно и, следовательно, изменяемо и контролируемо в ней? В области теологии: Каково отношение между высшей реальностью и техникой? Каким образом судьба человека и космоса имплицитно связана с судьбой техники? Наконец, каково отношение между истинным, добрым, прекрасным, справедливым и бытием, когда и как они раскрываются в нетехнической и технической реальностях?

Приме­чания:

Список примечаний представлен на отдельной странице, в конце раздела.

Содержание
Новые произведения
Популярные произведения