Гуманитарные технологии Аналитический портал • ISSN 2310-1792

Жан Бодрийяр. От фрагмента к фрагменту. Примечания

  1. С Ж. Бодрийяром беседует Франсуа Ливоне (L’Yvonnet) — французский философ и журналист.
  2. Соллерс (Sollers) Филипп (р. 1936) — французский писатель и философ, автор исследований по проблеме взаимоотношения литературы и реальности и вопросам социологии культуры.
  3. Россе (Rosset) Клеман (р. 1939) — французский философ, значительное число работ которого посвящено проблеме взаимоотношения человека и реальности. — Прим. перев.
  4. Начиная со своей первой книги «Трагическая философия», вышедшей в 1960 году — ему было тогда всего двадцать лет, — и заканчивая последней по времени, «Вдали от меня» (1999), Клеман Россе не переставал культивировать одну и ту же философию: философию в высшей степени радостного мироощущения, полностью, безоговорочно принимающую жизнь.
  5. Речь идёт о снах, следовавших друг за другом в ночь на 10 ноября 1619 года, о которых Декарт рассказал в рукописи под названием «Олимпика».
  6. Наука, представленная в произведении французского писателя Альфреда Жарри (Jarry) (1873–1907) «Деяния и суждения доктора Фаустролля, патафизика» (1898). Согласно определению А. Жарри, «патафизика есть наука о воображаемых решениях, которая образно наполняет контуры предметов свойствами, пока что пребывающими лишь в потенции» (Жарри А. Деяния и суждения доктора Фаустролля, патафизика / Перев. С. Дубина // Жарри А. Убю-король и другие произведения. — М., 2002. С. 274–275).
  7. Своего рода объединение интеллектуалов, распространяющих идеи патафизики.
  8. Речь идёт о движении сюрреалистической ориентации, органом которого был журнал «Гран Же» («Большая Игра»); Домаль (Daumal) Рене (1908–1944), Леконт (Lecomte) Роже-Жильбер (1907–1943) и Вайян (Vailland) Роже (1907–1965) — французские писатели, ставшие основателями данного культурного направления.
  9. Sacrificio del intelletto (итал.) — жертвоприношение разума.
  10. Арто (Artaud) Антонен (1896–1948) — французский актер, режиссёр, художник, поэт и писатель; разработал концепцию «театра жестокости», предполагающую непосредственное воздействие театральной постановки на психику зрителя.
  11. Тома (Thomas) Анри (1912–1993) — французский романист, новеллист, эссеист, поэт и переводчик.
  12. Имеется в виду книга стихов А. Рембо «Одно время года в аду» (1873).
  13. Король Убю — главный персонаж ряда произведений А. Жарри.
  14. См. Conferences. Paris: Gallimard, 1985 [см. русское издание: Борхес X. Л. Каббала / Перев. В. Кулагиной-Ярцевой // Борхес X. Л. Коллекция: Рассказы. Эссе, Стихотворения. СПб., 1992. — (Прим. ред.).
  15. Ж. Бодрийяр, судя по всему, намекает на парадоксальный способ классификации животных из рассказах Х. Л. Борхеса «Аналитический язык Джона Уилкинса».
  16. Уорхол (Warhol) Энди (1929–1987) — американский художник, один из крупнейших представителей поп-арта; использовал приём многократного воспроизведения в одной и той же работе типичного для массового сознания образа.
  17. Большое Брюхо (Grande Gidouille) — характеризующее физический и моральный облик короля Убю одно из имён этого персонажа, символически изображённое на его необъятном животе в виде спирали (gidouille во французском языке значит и «брюхо, пузо», и «спираль»).
  18. Лихтенберг (Lichtenberg) Георг Кристоф (1742–1799) — немецкий писатель-сатирик, литературный и театральный критик, а также учёный-физик эпохи Просвещения.
  19. Молотилы (Palotins) — приспешники короля Убю.
  20. Селин (Celine) Луи-Ферданан (1894–1961) — французский писатель.
  21. Беллоу (Bellow) Сол (р. 1915) — американский писатель, в 1976 году получил Нобелевскую премию по литературе.
  22. Черонетти (Ceronetti) Гвидо (р. 1927) — итальянский писатель, поэт и переводчик.
  23. «Симулякры и симуляция» — работа Ж. Бодрийяра, вышедшая в 1981 году.
  24. Ситуационисты — сторонники ситуационизма, движения политического и художественного протестного авангарда, выступившего с весьма радикальных позиций во время событий 1968 года.
  25. Гранже (Granger) Жиль-Гастон (р. 1920) — французский философ, специализируется в области сравнительной эпистемологии и философских проблем языка.
  26. Гомбрович (Gombrowicz) Витольд (1904–1969) — польский романист и драматург.
  27. Aphorismos (греч.) отсылает к глаголу aphorizein — «отделяться границей».
  28. Ситуационистский Интернационал (СИ) — организация ситуационистов, просуществовавшая с 1957 по 1972 год.
  29. Нантерр — западный пригород Парижа; Ж. Бодрийяр имеет в виду свою преподавательскую деятельность в Нантеррском университете.
  30. Ванейгем (Vameigem) Рауль (р. 1934) — французский философ, один из теоретиков и наиболее активных членов СИ.
  31. Дебор (Debord) Ги (1931–1994) — французский культурный и общественный деятель, основатель Ситуационистского Интернационала.
  32. Лефевр (Lefebvre) Анри (1901–1991) — французский философ и социолог, выступал с позиций гуманистического марксизма.
  33. Ж. Бодрийяр не совсем точен: культурная революция в Китае, о которой, судя по всему, идёт речь, началась в 1966 и продолжалась до 1976 года.
  34. Моске (Mosquee, Мечеть) — комплекс зданий Мусульманского института и музея в Париже, построенных в испано-мавританском стиле в 1920-х годах прошлого века.
  35. Чжоу Эньлай (1898–1976) — крупный государственный и партийный деятель КНР; во время культурной революции занимал пост премьера Госсовета.
  36. Зал садоводов — один из известных конференц-залов Парижа, расположенный в VI округе напротив церкви Сен-Жермен-де-Пре.
  37. ОАС (OAS, сокр. от Organisation armee secrete) — нелегальная организация ультраколониалистов, действовавшая в Алжире и во Франции в 1960-е годы XX века.
  38. Manu militari (лат.) — вооружённой силой.
  39. Речь идёт о машине желания — одном из образов лиотаровской и делезовской философий, призванном подчеркнуть особенность функционирования желания как некой безличной силы.
  40. «Деба» (Le Debat) — французский журнал либеральной ориентации.
  41. «Зеркало производства» — книга Ж. Бодрийяра, появившаяся в 1973 году.
  42. «Общество спектакля» (1967) — наиболее известное философское произведение Ги Дебора (см. русское издание: Дебор Г. Общество спектакля / Перев. С. Офертаса и М. Якубович. — М., 2000).
  43. «Трактат о хороших манерах, предназначенный для молодого поколения» — работа Р. Ваней-гема, вышедшая в 1967 году.
  44. Wissenschaft (нем.) — наука.
  45. «Символический обмен и смерть» — книга Ж. Бодрийяра, вышедшая в свет в 1976 году.
  46. «Cool Memories» (буквально: «Холодные воспоминания», англ.) — серия книг Ж. Бодрийяра, объединённых одним названием: первая книга («Cool Memories I») вышла в 1987, вторая («Cool Memories II») — в 1990, третья («Фрагменты, Cool Memories III») — в 1995 и четвёртая («Cool Memories IV») — в 2000 году.
  47. От (греч.) «akedia», что значит «равнодушием беззаботность», но также и «вялость» и «утомление». Перейдя в латинский, а затем и во французский языки, в монашеской среде этот термин получил значение духовной усталости. — (Прим. ред.).
  48. «Америка» — работа Ж. Бодрийяра 1986 года (русское издание: Бодрийяр Ж. Америка / Перев. Д. Калугина. СПб., 2000).
  49. Чжуан-Цзы (ок. 369–286 до новой эры) — китайский философ.
  50. См: Чжуан-Цзы // Чжуан-Цзы. Ле-Цзы / Перев. В. В. Малявина. — М., 1995. С. 74–75.
  51. Вместе с другими текстами, появившимися в «Утопии» (1967–1978), см. Le Ludique et le policier. Paris: Sens et Tonka, 2001. — (Прим. ред.).
  52. Моно (Monod) Жак (1910–1976) — французский биохимик; в 1965 году получил Нобелевскую премию за работы, посвящённые раскрытию механизма генетической регуляции на клеточном уровне.
  53. Институт Солка — американский центр биологических исследований в Сан-Диего.
  54. От (греч.) apophtegma — изречение.
  55. Отцы пустыни — христианские отшельники, пустынники, впервые появившиеся в Египте в конце III — начале IV столетия.
  56. Ангелус Силезиус (Angelus Silesius) (1624–1677) — немецкий поэт и мистик.
  57. Le Pelerin cherubinique, I, 289 (цит. по русское издание: Ангелус Силезиус. Херувимский странник / Перев. Н. О. Гучинской. СПб., 1999. С. 123. — Прим. перев.
  58. Леопарди (Leopardi) Джакомо (1798–1837) — итальянский поэт-романтик.
  59. Фюре (Furet) Франсуа (1927–1997) — французский историк, автор исследований, посвящённых Великой французской революции, а также Октябрьской революции в России (см. на рус. языке: Фюре Ф. Постижение Французской революции / Перев. Д. В. Соловьёва. СПб., 1998; Фюре Ф. Прошлое одной иллюзии / Перев. В. И. Божович. — М., 1998).
  60. Куртуа (Courtois) Стефан — французский историк, сотрудник Национального центра научных исследований в Париже; «Черная книга коммунизма» — написанная авторским коллективом под руководством С. Куртуа работа, вышедшая в 1997 году (см. русское издание: Куртуа С., Верт Н., Панне Ж.-Л. и др. Черная книга коммунизма: Преступления. Террор. Репрессии / Перев. Э. Я. Браиловской, А. И. Виноградовой, О. В. Захаровой и др. — М., 1999).
  61. Слово редукция употреблено здесь Ж. Бодрийяром в смысле, близком к феноменологическому: осуществить редукцию — значит «заключить в скобки», «подвесить».
  62. В философии сформулированная Ф. Ницше концепция вечного возвращения породила многочисленные дискуссии (см. об этом: Румянцева Т. Г. Вечное возвращение // Постмодернизм: Энциклопедия. Минск, 2001). Помимо всего прочего, они были вызваны и его попытками дать ей научное обоснование.
  63. Gestell — термин философии М. Хайдеггера, переведённый В. В. Бибихиным как постав. Постав, отмечает В. В. Бибихин, — это «настойчивое приведение всего в природе, в обществе и человеке к состоянию в наличии» (Бибихин В. В. Дело Хайдеггера // Хайдеггер М. Время и бытие / Перев. В. В. Бибихина. — М., 1993. С. 7).
  64. «Соблазн» — работа Ж. Бодрийяра, опубликованная в 1979 году (см. русское издание: Бодрийяр Ж. Соблазн / Перев. А. Гараджи. — М., 2000).
  65. От (фр.) miserable — несчастный, бедственный.
  66. «Я, — пишет Ж. Батай, — буду исходить из следующего элементарного факта: живой организм в ситуации, обусловленной различными видами взаимодействия энергии на поверхности земного шара, получает, в сущности, больше энергии, чем необходимо для поддержания жизни: избыточную энергию (богатство) можно использовать для роста той или иной системы (например, организма); если система уже не может расти или же избыток энергии не может быть поглощён для её роста, то эту энергию необходимо потерять безо всякой пользы, растратить, по собственной воле или нет, со славой или, напротив, — катастрофическим образом» (Батай Ж. Проклятая доля / Перев. Б. Скуратова и П. Хицкого. — М., 2003. С. 17–18).
  67. Мосс (Mauss) Марсель (1872–1950) — французский этнограф и социолог.
  68. Фернандес (Fernandez) Македонио (1874–1952) — аргентинский писатель и философ.
  69. «Проклятая доля» — работа Ж. Батая, вышедшая в 1949 году.
  70. «Очерк о даре» — произведение М. Мосса, впервые опубликованное в 1925 году: (русское издание: Мосс М. Очерк о даре // Мосс М. Общества. Обмен. Личность / Перев. А. Б. Гофмана. — М., 1996).
  71. Возможно, Ж. Бодрийяр имеет в виду книгу А. Арто «Театр и его двойник» (1938), представляющую собой сборник небольших по объёму произведений, в число которых вошли и два манифеста автора, озаглавленных «Театр жестокости» (см. русское издание: Арто А. Театр и его двойник / Перев. С. А. Исаева. — М., 1993).
  72. «Живые деньги» — книга П. Клоссовски, опубликованная в 1970 году.
  73. «Общество потребления. Его мифы и структуры» — работа Ж. Бодрийяра, изданная в 1990 году.
  74. Кожев (Kojeve) Александр (1902–1968) — французский философ русского происхождения (Кожевников), представитель неогегельянства; его лекции по феноменологии духа Гегеля в своё время пользовались большой популярностью в среде интеллектуалов Франции.
  75. Речь идёт о центральном понятии батаевской работы «Внутренний опыт» (1943) (русское издание: Батай Ж. Внутренний опыт / Перев. С. Л. Фокина. СПб., 1997).
  76. Паскаль, в частности, пишет: «Взвесим выигрыш и проигрыш, ставя на то, что Бог есть. Возьмём два случая: если выиграете, вы выиграете все; если проиграете, то не потеряете ничего. Поэтому, не колеблясь, ставьте на то, что Он есть» (Паскаль Б. Мысли / Перев. С. Долгова, Э. Линецкой и О. Хомы. — М., 1994. С. 132).
  77. «Национализация, смертная казнь, бесплатное обучение… Старые идеи старых левых, так долго плывших в тяжёлых условиях, что их корабль, как кит, покрылся огромным количеством водорослей, прилипавших к нему на протяжении этого морского похода» (Le Monde, 1983, 21 septembre. — Прим. ред.).
  78. Ж. Бодрийяр намекает на эпидемию заболевания крупного рогатого скота так называемым «коровьим бешенством», вспыхнувшую в середине 1990-х годов в Англии и распространившуюся затем на ряд других стран мира.
  79. Речь, вероятно, идёт об имевших место в 1993–1994 годах во Франции случаях использования для переливания не проверенной должным образом донорской крови, которая, как оказалось, содержала ВИЧ-инфекцию; в результате заражению подверглись в общей сложности более трёх тысяч человек.
  80. Barthes R. Lecon. Paris: Le Seuil, 1978 (см. русское издание: Барт Р. Лекция / Перев. Г. К. Косикова // Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. — М., 1989. С. 550. — Прим. перев.
  81. «… Язык как перформация всякой языковой деятельности, — пишет Р. Барт, — не реакционен и не прогрессивен; это обыкновенный фашист, ибо сущность фашизма не в том, чтобы запрещать, а в том, чтобы понуждать говорить нечто» (Барт Р. Лекция. С. 549).
  82. Работа Ж. Бодрийяра, впервые напечатанная в 1978 году (рус изд.: Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства, или Конец социального / Перев. Н. В. Суслова. Екатеринбург, 2000).
  83. Кайуа (Caillou) Роже (1913–1978) — французский писатель и антрополог.
  84. Коллеж просуществовал до 1939 года.
  85. Лейрис (Leiris) Мишель (1901–1990) — французский писатель и этнолог.
  86. «Ацефал: Религия. Социология. Философия» — журнал, основанный Ж. Батаем в 1936 году; как и Коллеж социологии, в 1939 году прекратил своё существование.
  87. См. Hollier D. Le College des ociologie. Paris: Gallimard, 1979. — Прим. ред.).
  88. Вержели (Vergely) Бертран (р. 1956) — французский философ, исследующий, в частности, проблемы страдания и веры.
  89. La Souffrance. Paris: Gallimard, 1997. — Прим. ред.).
  90. Дюшан (Duchamp) Марсель (1887–1968) — французский художник, в 1915 году переехавший в США; как и другие представители дадаизма, в своём творчестве занимался ироническим конструированием разного рода бесполезных машин. В данном случае, говоря о «машинах на холостом ходу», Ж. Бодрийяр, возможно, отсылает также к названию одного из основных произведений М. Дюшана — «Невеста собственной персоной, раздетая её холостяками» (1923).
  91. «A l’ombre du millenaire ou le suspense de l’an 2000» (D’un millenaire a l’autre. Paris: Albin Michel, 2000. — Прим. ред.).
  92. От (франц.) actionner — «пускать в ход, приводить в действие», а также «возбуждать судебное дело».
  93. Катары — члены возникшей на юге Франции средневековой христианской секты, согласно дуалистическому учению которых созданный мир пронизан злом, отождествлявшимся ими с материей.
  94. Гийом (Guillaume) Марк (р. 1940) — французский экономист; в соавторстве с ним Ж. Бодрийяр написал книгу «Фигуры инаковости» (1994).
  95. Высшая школа социальных наук (Ecole des hautes etudes en sciences sociales, сокр. EHESS) — высшее учебное заведение Франции, основанное в 1975 году.
  96. Й. Хёйзинга, в частности, пишет: «В процессе развития каждой цивилизации атональные функции к структура уже в архаический период достигают своей самой явной и по большей части также самой прекрасной формы. По мере того как культурный материал становится сложнее по составу, пестрее, обрастает деталями, а техника организации производственной и общественной жизни, индивидуальной и коллективной, становится все изощреннее, над фундаментом культуры мало-помалу надстраивается слой идей, систем, понятий, учений и норм, знаний, обычаев, которые, по видимости, совершенно теряют всякое касательство к игре. Культура становится всё более и более серьёзной и отводит игре только побочную роль. Агональ-ный период миновал. Или кажется, что он миновал» (Хёйзинга Й. Homo ludens // Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего; дня / Перев. В. В. Ошиса. — М., 1992. С. 92).
  97. Серр (Serres) Мишель (р. 1930) — французский философ, писатель и эссеист, член Французской Академии с 1990 года; занимается философскими вопросами науки и литературы и философией коммуникации.
  98. Имеется в виду работа Ж. Бодрийяра «В тени молчаливого большинства, или Конец социального».
  99. Amor fati (лат.) — «любовь к судьбе»; выражение, используемое Ф. Ницше: «Я хочу всё больше учиться смотреть на необходимое в вещах, как на прекрасное: так, буду я одним из тех, кто делает вещи прекрасными. Amor fati: пусть это будет отныне моей любовью! Я не хочу вести никакой войны против безобразного. Я не хочу обвинять, я не хочу даже обвинителей. Отводить взор — таково да будет моё единственное отрицание! А во всем вместе взятом я хочу однажды быть только утвердителем!» (Ницше Ф. Веселая наука / Пер. К. А. Свасьяна // Ницше Ф. Соч.: В 2 т. Т. 1. — М., 1990. С. 624).
  100. Музиль (Musil) Роберт (1880–1942) — австрийский писатель; одна из центральных тем его творчества — распад Австро-Венгрии.
  101. Ротко (Rothko) Марк (1903–1970) — американский художник русского происхождения, известен экспериментами в области цвета.
  102. Тексты выступлений были опубликованы в журнале «Dieu vivant» (4-e cahier, 1945), а затем в книге: Bataille G. Oeuvre completes. Paris: Gallimard, 1973. T. 6. Марсель Море, весьма разносторонний «нонконформист тридцатых», имел в Париже, на набережной Межиссери, нечто вроде салона. Именно там, в его владениях, и состоялся в марте 1944 года «Диспут о грехе», своеобразная философско-теологическая конференция, посвящённая «Четырнадцати основным тезисам» Жоржа Батая о «добре и зле в связи с сущим или сущими» и аргументам, выдвинутым против этих тезисов иезуитом и будущим кардиналом Жаном Даньелу. В развернувшейся достаточно энергичной дискуссии приняли участие такие разные по духу мыслители, как Пьер Клоссовски, Луи Массиньон (Massignon (1883–1962) — французский ориенталист, исследователь исламской мистики. — Прим. перев.), Морис де Гандийяк (de Gandillac (p. 1906) — французский философ, ведущая тема его творчества — взаимоотношение различных типов дискурса в истории философии. — Прим. перев.), Артур Адамов (Adamov (1908–1970) — французский драматург русского происхождения, эволюционировал от трагического символизма к политическому реализму. — Прим. перев.), Жан Ипполит (Hyppolite (1907–1968) — французский философ, неогегельянец, переводчик и комментатор работ Гегеля. — Прим. перев.), Пьер Бюржелен (Burgelin (1905–1985) — французский философ, занимался проблемами гуманизма в христианской антропологии. — Прим. перев.), Жан-Поль Сартр и другие.
  103. Разрядка (или абреакция, от (нем.) — abreagieren) — первоначально психоаналитический термин для обозначения эмоциональной разрядки, посредством которой человек освобождается от власти над ним некогда травмировавшего его, а впоследствии забытого происшествия.
  104. «The Great Disruption» — работа Ф. Фукуямы, вышедшая в 1999 году (см. русское издание: Фукуяма Ф. Великий разрыв / Перев. под общей ред. А. В. Александровой. — М., 2003).
  105. Маклюэн (McLuhan) Герберт Маршалл (1911–1980) — канадский философ и социолог, специализировавшийся на исследовании коммуникационных процессов.
  106. Альтюссер (Althusser) Луи (1918–1990) — французский философ марксистской ориентации; понятие эпистемологического разрыва использовал — вслед за Башляром — для обозначения границ между различными историческими типами научной рациональности, а также между научным и вненаучным видами познавательной деятельности.
  107. Аттрактор от (лат.) attractio — притяжение) — понятие теории хаоса и самоорганизации для обозначения состояния, к которому тяготеет система. Геометрический образ этого состояния задаётся в так называемом фазовом пространстве. «Странные аттракторы» свойственны особому классу принципиально хаотизированных, нестабильных комплексов. Подчёркивая специфику странного аттрактора, Е. Н. Князева и С. П. Курдюмов отмечают, что его фазовый портрет — «не точка и не предельный цикл, как это имело место для устойчивых, равновесных систем, а некоторая область, по которой происходят случайные блуждания» (Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Синергетика как новое мировидение: диалог с И. Пригожиным // Вопросы философии. 1992. № 12. С. 14).
  108. «Эффект бабочки» — метафора, хорошо иллюстрирующая то обстоятельство, что в ситуации с хаотизированными системами малые причины могут приводить к грандиозным последствиям; генеалогически эта метафора восходит к рассказу Рея Брэдбери «И грянул гром», в котором из-за бабочки, случайно раздавленной в мезозое путешественником во времени, кардинально меняется картина настоящего.
  109. Лоренц (Lorenz) Эдвард (р. 1917) — американский метеоролог и математик; именно с его исследования по проблеме циркуляции атмосферы, опубликованного в 1963 году, началось изучение систем со странными аттракторами.
  110. От (греч.) metalepsis — «участие», а также «перемена, обмен».
  111. Говоря о большой и малой колесницах, Ж. Бодрийяр отсылает к учениям о путях спасения, сформулированным в двух разновидностях буддизма — махаяне и хинаяне. Если махаяна (санскр. «большая колесница», или «широкий путь») основывается на идее возможности спасения любого мирянина, то в хинаяне («малая колесница», или «узкий путь») ключевым является положение о том, что от круговорота рождения и смертей освобождаются только монахи.
  112. Ренувье (Renouvier) Шарль (1815–1903) — французский философ, основатель неокантианства во Франции; его философия оказала существенное влияние на формирование французского персонализма.
  113. Находившиеся в приятельских отношениях И. Гёльдерлин и Г. Гегель, а также их общий друг Ф. Шеллинг обучались в Тюбингенском теологическом институте с 1788 по 1793 год.
  114. На снимке американского фотографа шотландского происхождения Александра Гарднера (Gardner) (1821–1882) «Портрет Льюису Пэйна» (1865) запечатлен молодой человек, покушавшийся на жизнь государственного секретаря США У. X. Стьюарда.
  115. «Светлая комната» — работа Р. Барта, вышедшая в свет в 1980 году (см. русское издание: Барт P. Camera lucida / Перев. М. К. Рыклина. — М., 1997).
  116. «Фатальные стратегии» — книга Ж. Бодрийяра, опубликованная в 1983 году.
  117. «Photographing fairies» («Фотографирование фей», (англ.); в российском прокате — «С феями шутки плохи») — первый полнометражный художественный фильм английского режиссёра Ника Уиллинга, вышедший на экраны в 1997 году.
  118. Франкастель (Francastel) Пьер (1900–1970) — французский историк искусства.
  119. Рус. перевод см. Эббот Э. Флатландия. Бюргер Д. Сферландия. — М., 2004.
  120. Pointland (англ.) — Страна-точка.
  121. Lineland (англ.) — Страна-линия.
  122. Spaceland (англ.) — Страна — (трехмерное) пространство — Прим. перев.
  123. Перпиньян — город на юге Франции, место проведения ежегодных международных фотофестивалей.
  124. Мишо (Michaux) Анри (1899–1984) — французский поэт и художник бельгийского происхождения.
  125. Кокто (Cocteau) Жан (1889–1963) — известный французский писатель, театральный деятель, киносценарист, кинорежиссёр и художник.
  126. Р. Барт скончался в марте 1980 года.
  127. Benjamin W. Oeuvres. Paris: Gallimard, 2000. T. 3. Folio essais (см. рус изд.: Бенъямин В. Краткая история фотографии // Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости / Перев. С. А. Ромашко. — М., 1996. — Прим. перев.
  128. «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости» — работа В. Беньямина, опубликованная в 1936 году (русское издание: Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости // Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости / Перев. С. А. Ромашко. — M., 1996).
  129. Токвиль (Tocqueville) Алексис (1805–1859) — французский социолог, историк и политический деятель; указывал, в частности, что личности угрожают и индивидуализм, и безудержное стремление к равенству.
  130. Зонтаг (Sontag) Сьюзан (р. 1933) — американская писательница, культуролог и философ, специалист в области авангардной культуры 1960–1970-х годов.
  131. «О фотографии» — работа С. Зонтаг 1976 года (см. русское издание: Зонтаг С. О фотографии // Художественный журнал. 1996. № 8).
  132. Флуссер (Flusser) Вильем (1920–1991) — философ чешского происхождения, занимался философскими проблемами искусства и коммуникации; родился в Праге, жил и работал в Бразилии, затем во Франции, а также в Германии.
  133. Ж. Бодрийяр, возможно, имеет в виду книгу бельгийского историка искусства перуанского происхождения Гастона Карреры (Carrera) «Фотография. Ничто. Рассуждения вокруг западной смерти» (1986).
  134. Лувен (флам. Левей) — город в Бельгии, расположенный восточнее Брюсселя; Лувенский университет основан в 1425 году.
  135. Говоря о «стадии зеркала», Ж. Бодрийяр использует термин, обозначающий у Ж. Лакана период в развитии ребёнка, в который формируется воображаемое.
  136. «Невозможный обмен» — работа Ж. Бодрийяра, вышедшая в 1999 году.
  137. Валери (Valery) Поль (1871–1945) — французский поэт и писатель, много размышлявший о сущности творчества.
  138. Хоппер (Hopper) Эдвард (1882–1967) — американский художник.
  139. Бэкон (Bacon) Фрэнсис (1909–1992) — английский художник ирландского происхождения.
  140. Речь идёт о немецком этнологе Вильгельме Мюльмане (1916–1989), книга которого «Революционное мессианство третьего мира» (1961) в 1968 году вышла во Франции в переводе Ж. Бодрийяра.
  141. Судя по всему, имеется в виду работа М. Вебера Протестантская этика и дух капитализма (1905) (русское издание: Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма / Перев. М. И. Левиной // Вебер М. Избранные произведения. — М., 1990).
  142. Слово «минимальное» (le minimal) в данном случае может быть понято и в своём обычном значении, как «наименьший», и как «мини-зло» (mal по-французски — «зло»); аналогичным образом и используемое Ж. Бодрийяром субстантивированное прилагательное «виктимальное» (le victimal) можно прочесть и как просто «жертвенное» (victime по-французски — «жертва»), и как «зложертвенное», «жертвуемое злу».
  143. Шоа (др.-евр. Shoah) — слово, которое приблизительно можно перевести как «мрак пустоты»; наряду с (греч.) «холокост» используется для обозначения уничтожения евреев нацистами в годы Второй мировой войны.
Источник: Baudrillard, Jean; L’Yvonnet, François. D’un fragment à l’autre, entretiens avec François L’Yvonnet. Albin Michel, 2001. Бодрийяр, Жан. От фрагмента к фрагменту. Перевод на русский язык: Н. В. Суслов. — М., 2006. // Электронная публикация: Центр гуманитарных технологий. — 10.03.2009. URL: https://gtmarket.ru/laboratory/basis/3453/3463
Содержание
Новые произведения
Популярные произведения