Гуманитарные технологии Аналитический портал • ISSN 2310-1792

Три беседы о метатеории сознания. Краткое введение в учение виджнянавады. Мераб Мамардашвили, Александр Пятигорский

Мераб Константинович Мамардашвили (1930–1990) — советский философ. Научную деятельность начинал в начале 1950-х годов в Москве. Был одним из основателей Московского логического (позднее методологического) кружка. Прочитал множество лекций в различных университетах Советского Союза и зарубежных стран. В 1980 году переехал в Грузию, где работал в Институте философии и продолжал заниматься научной деятельностью, в основном в узком кругу друзей и единомышленников. Практически не оставил после себя письменного наследия, однако сохранились магнитофонные записи лекций, которые составляют основу его творческого наследия. Ряд этих текстов опубликованы после его смерти.

Александр Моисеевич Пятигорский (1929–2009) — российский и британский философ, учёный-востоковед, писатель. Специалист по философии буддизма, исследователь индуистской мифологической и философской традиции. Научную деятельность начинал в начале 1950-х годов в Москве как учёный-востоковед. В 1974 году эмигрировал из СССР в Австрию, откуда переехал в Великобританию, где продолжал заниматься научной деятельностью. Был профессором индологии Школы восточных языков Лондонского университета. Работал с философом Мерабом Мамардашвили — в соавторстве ими написана представленная здесь книга «Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке», первое издание которой вышло в 1982 году. В общей сложности написал несколько десятков научных работ и статей, а также три романа и несколько рассказов. Публиковался как публицист в различных журналах. Выступал с лекциями во многих странах мира.

Предисловие редактора

Около полутора тысяч лет назад в Северо-Западной Индии возникло исключительно интересное и оригинальное умозрительное учение о сознании, получившее название «виджнянавада» (букв. «теория сознания»). Его создание приписывается бодхисаттве Майтрейе и Асанге (Асанга считался также основателем школы йогачара (yogäcära). Понимание этого учения, которое содержит ряд идей и положений, представляющих огромный (и не только исторический) интерес для современных семиотиков, информационистов, лингвистов и психологов, является исключительно трудным. Оно требует, с одной стороны, той всесторонней лингвистической и текстологической (включая глубокое знание реалий) подготовки, которая пока остаётся недостижимым идеалом для большинства индологов. С другой же стороны, изучение виджнянавады требует усвоения некоторых общих понятий (и соответствующих терминов) в плане, может быть, несколько непривычном для современного учёного. В этой небольшой работе, построенной в целях большей понятности не только для читателя, но и для авторов) в форме диалога, авторы предприняли попытку облегчить будущее изучение виджнянавады, имея в виду исключительно вторую сторону проблемы, а именно: предложить тем, кто захочет попытаться понять виджнянаваду, несколько иное понимание употребляемых ими самими терминов, чтобы впоследствии им были более понятны термины (иногда совершенно иные!), употребляемые в текстах виджнянавады.

Источ­ник: М. К. Мамардашвили, А. М. Пятигорский. Три беседы о метатеории сознания. Краткое введение в учение виджнянавады. Труды по знаковым системам. — Тарту, 1971, Т. V, с. 345–376. © Людмила Стоковска-Пятигорски, Елена Мамардашвили. // Электронная публикация: Центр гуманитарных технологий. — 01.09.2007. URL: http://gtmarket.ru/laboratory/basis/3278
Содержание
Публикации по теме
Новые произведения
Популярные произведения