Гуманитарные технологии Аналитический портал • ISSN 2310-1792

Жан Пиаже. Психология интеллекта. Примечания

  1. Пиаже имеет в виду участие И. Мейерсона в движении «Сопротивления» — Прим. ред.
  2. «Предустановленная гармония» (1.1) — это решение проблемы, внутренне присущее классическому креационизму, а она является единственно возможным объяснением адаптации, которым располагает витализм в его чистой форме. Преформизм (1.2) иногда связывался с виталистскими решениями проблемы, он может освобождаться от витализма и делает это довольно часто, выступая в форме мутационизма у тех авторов, которые отрицают за эволюцией какой-либо конструктивный характер и рассматривают все новое в поведении живых существ как актуализацию потенции. до той поры остававшихся просто скрытыми. Эмержентная точка зрения (1.3), напротив, сводится к объяснению всего нового, то появляется в иерархии существ, посредством целостных структур, не сводимых к элементам предшествующего генетического уровня. Из этих элементов «эмержирует» некая новая целостность, которая адаптивна и объединяет в одно неразложимое целое как внутренние механизмы, так и их связи с внешней средой. Эмержентмая гипотеза, хотя и принимает факт эволюции, но сводит эволюцию к серии синтезов, не сводимых один к другому, дробит её, превращая, по существу, в ряд новых сотворений.
  3. В мутационистских интерпретациях эволюции последующий отбор относится за счёт самой среды. У Дарвина он объясняется конкуренцией.
  4. См. B. Russell. The Analysis of Mind. — London, 1921.
  5. В этом отношении следует отметить, что социальная природа операций составляет одно целое с их действенной стороной и с их постепенной группировкой в системы. Но для большей стройности изложения мы оставим сейчас дискуссию о социальных факторах мышления, чтобы вернуться к этому вопросу в главе VI.
  6. См. J. Piaget. Classes, relations et nombres. Essai sur les groupements de la logistique et la reversibilite de la pensee. Paris, Vrin, 1942.
  7. См. L. Brunschvicg. Les etapes de la philosophie mathematique. Paris, 2 ed, p. 426.
  8. Этот активный характер математического рассуждения хорошо показал Гобло в своём «Трактате о логике» («Traite de logique»). «Делать вывод, — говорил он, — это значит конструировать». Но операциональные конструкции казались ему просто регулируемыми ранее принятыми высказываниями, тогда как на самом деле регулирование операций имманентно им и создаётся их способностью к обратимым композициям, иными словами, тем, что по своей природе они суть «группы».
  9. См. нашу работу — J. Piaget Classes, relations et nombres. Paris, Vrin, 1942.
  10. «Физические формы» играют у Кёлера по отношению к мыслительным структурам ту же самую роль, что и вечные идеи Рассела по отношению к понятиям или априорные схемы по отношению к живой логике.
  11. См. H. Frank. Untersuchung uber Sehgrossenkonstanz bei Kindern. «Phychologische Forschung», Berlin, Bd. VII, 1926, S. 137–154.
  12. См. J. Piaget et M. Lambercier. Le problem de la comparasion visuelle en profondenr et l’erreur systemayique de l’etalon. «Archivesde psychologie», Vol. XXIX, 1943, p. 255–308.
  13. См. M. Burzlaff. Methologische Beitrage zum Problem der Farbenkonstanz. «Zeitschrift fur Psychologie», Leipzig, Bd. 119, 1931, S. 177–235.
  14. См. M. Lambercier. La constance des grandeurs en comparaisons seriales. «Archivesde psychologie», Vol. XXXI, 1946, p. 79–282.
  15. См. F. Beyrl. Uber die Grossenauffassung bei Kindern. «Zeitschrift fur Psycologie», Leipcig, Bd. 100, H. 5–6, 1926, S. 344–371.
  16. См. J. Piaget, M. Lambercier, E. Boesh, B. von Albertini. Introduction a l’etude des perceptions chez l’enfant et analyse d’une illusion relative a la perceptions visuelle de circles concentriques. «Archives de psychologie», Vol. XXIX, 1942, p. 1–107.
  17. Так, например, в иллюзии Дельбёфа в том случае, когда длина зоны А’, расположенной между внешней и внутренней окружностями, меньше диаметра внутренней окружности А1 происходит видимое расширение площади вписанной окружности А1, за счёт площади зоны А’; если же А’ > А1, то имеет место обратный эффект.
  18. Доказательством того, что речь идёт об ошибке, связанной именно с функциональным положением измеряющего, служит тот факт, что для уменьшения и даже для ликвидации этой ошибки достаточно внушить субъекту, что эталон меняется при каждом сравнении (для этого надо показывать эталон каждый раз заново). Для того чтобы разрушить перцептивную ошибку, достаточно также потребовать от ребёнка перенесения вербального суждения с измеряемого на измеряющее (если он говорит А < В, от него следует добиться суждения В > А), что изменяет функциональные позиции на противоположные.
  19. См. J. Piaget, B von Albertini, M. Rossi. Essai d’interpretation probabiliste de la loi de Weber et de celle des centrations relatives. «Archives de psychologie», Vol. XXX, 1944, p. 95–138.
  20. Лучшим примером неаддитивной композиции перцептивного порядка может служить иллюзия веса, когда часть A (кусок литья) принимается как более тяжёлая по сравнению с целым B, образованным из A плюс А’ (пустой коробки из лёгкого дерева, вплотную накладываемой на A). В этом случае мы имеем в восприятии В < А + А’ и А > В, тогда как объективно В = А + А’.
  21. Что, однако, не означает «пассивно», поскольку свидетельствует уже о «законах организации».
  22. См. J. Piaget et M. Lambercier. La comparaison visuelle des hauteurs a distances variables dans le plan fronto-parallele. «Archives de psychologie», Vol. XXIX, 1943, p. 173–253.
  23. См. J. Piaget. La construction du reel chez l’enfant. Neuchatel, Delachaux et Niestle, 1937, p. 157–158.
  24. См. D. Usnadze. Uber die Gewichtstauschung und ihre Analoga. «Psychologische Forschung», Berlin, Bd. XIV, 1931, S. 366–379.
  25. См. J. Piaget et M. Lambercier. Essai sur un effet d’einstellung survenant au cours de perceptions visuelles successives. «Archives de psychologie», Vol. XXX, 1944, p. 139–196.
  26. См. von Weizsacker. Der Gestaltkreis. — Leipzig, 1940.
  27. См. J. Piaget. La naissance de l’intelligence chez l’enfant. Neuchatel. Delachaux et Niestle, 1936.
  28. См. А. Rey. Les conduites conditionnees du cobaye. ’Archives de psychologie’, Vol. XXV, n 99, 1936, p. 217–312.
  29. Ch. Spearmen. The Nature or Intelligence. — L., 1923, p. 91 (см. отрывок, переведённый Э. Клапаредом в «La genese de l’hypothese». «Archives de psychologie «, Vol. XXIV, 1934).
  30. Ed. Claparede. La genese de l’hypothese. «Archives de psychologie «, Vol. XXIV, 1934, p. 1–155.
  31. См. J. Piaget. La naissance de l’intelligence chez l’enfant. Neuchatel, Paris, 1936,Ch. V; P. Guillaume. La formatoin des habitudes. — Paris, 1936, p. 144–154.
  32. См. P. Guillaume. La formatoin des habitudes. — Paris, 1936, p. 65–67.
  33. Если выделить в поведении три большие системы: органические наследственные структуры (инстинкт), структуры сенсомоторные (приобретаемые) и структуры репрезентативные (которые образуют мышление), то группу сенсомоторных перемещений можно поместить на вершине второй из этих систем, тогда как операциональные группы и группировки формального порядка находятся на вершине третьей.
  34. См. I Meyerson. Les images. В книге: G. Dumaes. Nouveau traite de psychologie, Vol. 2. — Paris, 1932.
  35. См. J. Piaget. La formation du symbole chez l’enfant. Neuchatel, Delachaux et Niestle, 1945.
  36. В работах Пиаже значение терминов «intuition», «pensee intuitive» и так далее несколько шире, чем у близких к ним по смыслу русских терминов «наглядность», «наглядное мышление» и так далее, и вместе с тем уже, чем у терминов «интуиция», «интуитивное мышление» в русском языке. Поэтому в переводе в зависимости от контекста используются оба русских варианта. — Прим. ред.
  37. Мы не касаемся здесь чисто вербальных форм мышления, таких, как анимизм, детский артифисиализм, номинальный реализм и тому подобное.
  38. Внимание, сконцентрированное на одной мысли, является не чем иным, как именно центрацией мышления.
  39. См. Andre Rey. L’inntelligence pratique chez l’enfant. Paris, Alcan, 1935.
  40. См. J. Piaget. La causalite physique chez l’enfant. Paris, Alcan, 1927.
  41. Исчисление «тетраэдр-различий» или корреляций корреляций.
  42. См. B. Inhelder. Lediagnostic du raisonment chez les debites mentaux. Neuchatel, Delachaux et Niestle, 1934.
  43. Если рассматривать всё это с точки зрения аффектов, то несомненно, что только на уровне построения понятия объекта является аффективное отношение к лицам, которые после этого начинают восприниматься как центры независимых действий.
  44. А. Валлон, который критиковал понятие эгоцентризма, сохраняет между тем само его содержание, которое он удачно выразил, сказав, что маленький ребёнок мыслит в желательном, а не изъявительном наклонении.
  45. С этой точки зрения схемы ассимиляции, направляющие развитие интеллекта, можно сравнить с «организаторами», действующими в эмбриональном развитии.
  46. Следует отметить, что именно на этой внешней форме и настаивает обычно «теория формы», что приводит её сторонников к пренебрежению генетической конструкцией.
  47. Мы говорим здесь, естественно, о структурных регуляциях, а не о энергетических регуляциях, которые, согласно П. Жане и другим, характеризуют аффективную жизнь ребёнка на тех же самых уровнях его развития.
  48. См., например, иллюзию Дельбёфа, о которой говорилось выше.
Источник: Piaget, J. The Psychology of Intelligence. London: Routledge and Kegan Paul, 1951. Пиаже, Жан. Психология интеллекта. Перевод: А. М. Пятигорский. — СПб., 2003. // Электронная публикация: Центр гуманитарных технологий. — 20.10.2010. URL: https://gtmarket.ru/laboratory/basis/3252/3260
Содержание
Новые произведения
Популярные произведения