Гуманитарные технологии Аналитический портал • ISSN 2310-1792

Аффицирование

Наиме­нова­ние: Аффицирование (образовано от латинского слова: afficere — воздействовать, причинять).
Опреде­ление: Аффицирование — это понятие философского дискурса, которое подразумевает воздействие некоего объекта на предмет, способный к восприятию данного воздействия.
Текст: Авторы: А. Н. Круглов. Подготовка элект­рон­ной публи­ка­ции и общая редакция: Центр гумани­тарных техно­логий. Инфор­ма­ция на этой стра­нице пери­оди­чески обнов­ля­ется. Послед­няя редакция: 07.12.2017.

Аффицирование — это понятие философского дискурса, которое восходит к средневековой схоластике и подразумевает воздействие некоего объекта на предмет, способный к восприятию данного воздействия. Большинство мыслителей проводило различение между внешним и внутренним аффицированием. Так, Р. Декарт истолковывал его как воздействие вещей на чувства и возбуждение в них определённых движений, в связи с чем различал в своём учении об аффектах восприятия, относящихся к внешним предметам, к нашему телу и к нашей душе (см. Декарт Р. Соч.: В 2-х т. — М., 1989. Т. 1. С. 492–493). Тем не менее, под влиянием некоторых интерпретаций И. Канта наибольшую известность получила трактовка аффицирования как внешнего воздействия. Кант связывал аффицирование с чувственностью, дающей нам возможность воспринимать предметы, то есть с рецептивностью, и противопоставлял его спонтанности человеческого рассудка или интеллектуальному созерцанию Бога: «Созерцание имеет место, только если нам даётся предмет; а это […] возможно, по крайней мере для нас, людей, лишь благодаря тому, что предмет некоторым образом воздействует на нашу душу» (Кант И. Критика чистого разума. — М., 1994. С. 48). Хотя Кант ни в одной печатной работе прямо не утверждал аффицирование человеческих чувств «вещью в себе», в исследовательской литературе не без оснований утвердилась именно такая трактовка. В пользу неё говорят и замечания Канта о внутреннем аффицировании, согласно которым мы изнутри подвергаемся воздействию со стороны нас самих как интеллигибельных существ и знаем себя лишь как явления. В последующей философии неоднократно предпринимались попытки интерпретировать аффицирование иначе (И. Г. Фихте, Ф. В. И. Шеллинг и другие), однако до настоящего времени господствует трактовка кантовских комментаторов об этом феномене как о воздействии вещи в себе на органы чувств человека.

Источник: Аффицирование. Гуманитарная энциклопедия [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий, 2010–2017 (последняя редакция: 07.12.2017). URL: http://gtmarket.ru/concepts/7329
Авторы статьи: © А. Н. Круглов. Подготовка электронной публикации и общая редакция: Центр гуманитарных технологий.