Гуманитарные технологии Аналитический портал • ISSN 2310-1792

Технологический детерминизм

Наиме­нова­ние: Технологический детерминизм
Опреде­ление: Технологический детерминизм — это теоретико-методологическая установка в философских и социологических концепциях, согласно которой развитие общества определяется развитием техники и технологии.
Текст статьи: Авторы: Е. М. Бабосов. В. С. Бернштейн. Подготовка элект­ронной публи­кации и общая редакция: Центр гумани­тарных техно­логий. Инфор­мация на этой стра­нице периоди­чески обнов­ляется. Послед­няя редакция: 21.10.2017.

Технологический детерминизм — это теоретико-методологическая установка в философских и социологических концепциях, согласно которой развитие общества (см. Общество) определяется развитием техники (см. Техника) и технологии. Технологический детерминизм характеризуется общим представлением, что техника — не нейтральна, и рассматривает её как самоуправляющуюся силу. Это подразумевает, что техника и техносфера развивается не в соответствии с интересами человека, а сообразно своей собственной (автономной) логике, содержание которой зависит не от человека (или не только от человека), но при этом в той или иной степени детерминирует развитие человека.

Технологический детерминизм сформировался в начале XX века как отражение возрастающей роли научно-технического прогресса и признание того, что технические достижения имеют колоссальные последствия для человека и общества. В работах 1920-х годов Т. Веблена эта установка нашла реализацию в доктрине, согласно которой решающая роль не только в развитии экономики, но и в принятии управленческих решений в области политики, должна принадлежать особому классу управляющих. Её влияние затем проявилось в теории «стадий роста», выдвинутой в 1960-х годах У. Ростоу, в концепциях индустриального общества (Р. Арон, Дж. Гэлбрейт, А. Берли и другие), постиндустриального общества (Д. Белл, Ж. Фурастье и другие), технотронного общества (З. Бжезинский), программированного общества (Турен), информационного общества (Ё. Масуда), «третьей волны» (Э. Тоффлер).

Приверженцы технологического детерминизма считают, что основной детерминантой социально-экономических и иных изменений в обществе являются более или менее крупные сдвиги в технике и технологической системе производства. Однако термин «технология» означает «не столько машины и инструменты, сколько-то представление о мире, которое руководит нашим восприятием всего существующего» (Дж. П. Грант). Согласно Э. Тоффлеру, в сложной архитектонике общества и его динамике решающая роль принадлежит «техносфере», которая производит и распределяет блага и в соответствии с изменениями в которой изменяются социо- и инфосферы, в свою очередь, влияющие на сферу власти и психосферу. Таким образом, на новейшей стадии своего развития технологический детерминизм выходит за узкие рамки техницизма (см. Техницизм) и стремится соотнести категорию «технология» с ключевыми понятиями философской рефлексии — цивилизация, культура, прогресс, ценности, идентификация. Однако резкое расширение философского контекста теоретических экспликаций техники и технологии привело к существенной дифференциации точек зрения на сущность, значимость и роль технологических детерминант социально-экономического и социокультурного развития.

В XX веке, наряду с техницистской традицией и в противовес ей философская и социологическая мысль выдвинула антитехницистскую линию, обусловленную активным развитием техносферы и её амбивалентного (не только позитивного, но и разрушительного) воздействия на жизнь человеческих сообществ (см. Антитехницизм). Т. Адорно, М. Хоркхаймер, Г. Маркузе, Л. Мамфорд, Ж. Эллюль, К. Ясперс, М. Хайдеггер и другие акцентируют внимание на негативных последствиях чрезмерного увлечения человека могуществом техники. Они связывают феномен техники со всеобщей рационализацией мира и интерпретируют этот феномен как самую опасную для человека форму детерминизма. Техника, считает Ж. Эллюль, превращает средства в цель, стандартизирует поведение, интересы, склонности людей, превращая тем самым человека в объект бездуховных «калькуляций и манипуляций». С его точки зрения, необходимо преодолеть узкие рамки технологического детерминизма и задуматься о возможной поливариантности общественного развития, имея в виду, что в любом из вариантов философствования на эту тему необходимо исходить из идеи гуманизации техники и полной переориентации позитивных потенций последней в целях освобождения человека от всех форм социальной зависимости.

Библио­графия:
  1. Мамфорд Л. Миф машины. Техника и развитие человечества. — М., 2001.
  2. Мамфорд Л. Техника и природа человека. — Новая технократическая волна на Западе. Сборник статей. — М., 1986.
  3. Мелещенко Ю. С. Техника и закономерности её развития. — Л., 1970.
  4. Розин В. М. Понятие и современные концепции техники. — М., 2006.
  5. Тавризян Г. М. Техника, культура, человек. — М., 1986.
  6. Хабермас Ю. Техника и наука как «идеология». — М., 2007.
  7. Хайдеггер М. Вопрос о технике. — Хайдеггер М. Время и бытие. — М., 1993.
  8. Шпенглер О. Человек и техника. Культурология XX век. Сборник статей. — М., 1995. С. 454–492.
  9. Юнгер Ф. Г. Совершенство техники. Машина и собственность. — СПб., 2002.
  10. Ясперс К. Современная техника. — Новая технократическая волна на Западе. Сборник статей. — М., 1986.
Источник: Технологический детерминизм. Гуманитарная энциклопедия [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий, 2010–2017 (последняя редакция: 21.10.2017). URL: http://gtmarket.ru/concepts/7234
Авторы статьи: © Е. М. Бабосов. В. С. Бернштейн. Подготовка электронной публикации и общая редакция: Центр гуманитарных технологий.