Гуманитарные технологии Информационно-аналитический портал • ISSN 2310-1792
Гуманитарно-технологическая парадигма

Анализ

Наименование: Анализ (образовано от греческого слова: αναλυσις — разделение, расчленение)
Определение: Анализ — это процедура мысленного или материального разделения целостного объекта (предмета, явления, процесса) на составляющие части (признаки, свойства, отношения) с целью их изучения.
Редакция: Информация на этой странице периодически обновляется. Последняя редакция: 30.10.2016.

Анализ — это процедура мысленного или материального разделения целостного объекта (предмета, явления, процесса) на составляющие части (признаки, свойства, отношения) с целью их изучения. Процедурой, обратной анализу, является синтез, который представляет собой соединение ранее выделенных частей (признаков, свойств, отношений) объекта в единое целое (см. Синтез). Анализ и синтез играют фундаментальную роль в познавательном процессе и осуществляются на всех его ступенях. В мыслительных операциях они выступают как логические приёмы мышления (см. Мышление), совершающиеся при помощи абстрактных понятий (см. Абстракция) и тесно связанные с другими мыслительными операциями. Как познавательные процессы анализ и синтез изучаются в рамках теории познания (см. Эпистемология) и методологии науки (см. Методология науки), а также психологии.

Объективной предпосылкой познавательных операций анализа и синтеза является структурность материальных объектов, способность их элементов к перегруппировке, объединению и разъединению. Анализ и синтез представляют собой наиболее элементарные приёмы познания. Иногда они рассматриваются в качестве автономных процессов познавательного мышления, хотя в целом считается, что анализ и синтез не противостоят друг другу, но существуют в единых формах мыслительной активности. Анализ объекта в процессе мышления предполагает действие особого механизма анализа через синтез, то есть включения познаваемого объекта во всё новые связи и отношения с другими объектами, и выявления, таким образом, его новых качеств и свойств. Анализ при этом — не простое разъединение некой целостности на составные части, он не может осуществляться без трансформации исследуемого объекта, без выражения его существенных сторон в понятийной форме. В свою очередь синтез предполагает не столько объединение определённых элементов в структуру, выделенных посредством анализа, но воссоздание всеобщих свойств предмета в различных его конкретных проявлениях. Идя от тождественного, существенного к различию и многообразию, он соединяет общее и единичное, единство и многообразие в конкретное целое. Тем самым, синтез дополняет анализ и находится с ним в неразрывном единстве. Поэтому в основе деления «аналитичность — синтетичность» лежит не столько доминирование изолированных процессов анализа или синтеза, сколько качественные особенности [единых] взаимообусловленных аналитико-синтетических процессов и форм мысли.

Процедуры анализа входят органической составной частью во всякое научное исследование (см. Методы научного познания) и обычно образуют его первую стадию, когда исследователь переходит от неразделённого описания изучаемого объекта к выявлению его строения, состава (структуры), а также его свойств, признаков. Существует несколько видов анализа как метода научного познания. Мысленное (а часто, например в эксперименте, и реальное) расчленение целого на части, выявляющее структуру целого, предполагает не только фиксацию частей, из которых состоит целое, но и установление отношений между частями. При этом особое значение имеет случай, когда анализируемый предмет рассматривается как представитель некоторого класса предметов: здесь анализ служит установлению одинаковой (с точки зрения некоторых отношений) структуры предметов класса, что позволяет переносить знание, полученное при изучении одних предметов, на другие. Другой вид анализа — анализ общих свойств предметов и отношений между предметами, когда свойство или отношение расчленяются на составляющие свойства или отношения. В результате анализа общих свойств и отношений понятия о них сводятся к более общим и простым понятиям. Другим распространённым видом анализа является разделение классов (множеств) предметов на подклассы (такого рода анализы называют классификацией).

Наряду с указанными разновидностями анализа, в современной науке широкое применение имеют методы эвристико-математического и формально-логического анализа.

Суть анализа в математике и теории решения задач состоит в таком исследовании структуры и свойств некоторого суждения, теории, понятия, которое осуществляется в ходе рассуждения (см. Рассуждение), постепенно, шаг за шагом, приводящего к тому, что уже известно. Назначение подобного анализа состоит в том, чтобы создать основу для движения мысли, обратного аналитическому — для синтеза, приводящего к искомому доказательству, определению или разрешению проблемы.

Формально-логический анализ представляет собой уточнение логической формы (структуры, строения) рассуждения и его составных частей — понятий (см. Понятие), суждений (см. Суждение), умозаключений (см. Умозаключение) и других, рассматриваемых в качестве завершённых [статичных] конструкций. Наиболее развитой формой подобного анализа является построение формальных систем, интерпретируемых на содержательных предметных областях, свойства которых выражаются анализируемыми понятиями и суждениями.

Библиография:
  1. Мамардашвили М. К. Процессы анализа и синтеза. — «Вопросы философии», 1958, № 2.
  2. Горский Д. П. Проблемы обшей методологии наук и диалектическая логика. — М., 1966.
  3. Пойа Д. Как решать задачу. — М., 1961.
  4. Рузавин Г. И. Методология научного познания. — М., 2012.
  5. Синтез современного научного знания. — М., 1973.
  6. Стёпин В. С., Елсуков А. Н. Методы научного познания. — Минск, 1974.
  7. Стёпин B. C. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция. — М., 2000.
  8. Швырёв В. С. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. — М., 1978.
  9. Hintikka J., Remes U. The Method of Analysis. — Dordrech, Boston, 1974.
Источник: Анализ. Гуманитарная энциклопедия [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий, 2010–2016 (последняя редакция: 30.10.2016). URL: http://gtmarket.ru/concepts/7199
Текст статьи: © В. С. Стёпин. Б. В. Бирюков. Ф. И. Голдберг. Подготовка электронной публикации и общая редакция: Центр гуманитарных технологий.
Ограничения: Настоящая публикация охраняется в соответствии с законодательством Российской Федерации об авторском праве и предназначена только для некоммерческого использования в информационных, образовательных и научных целях. Копирование, воспроизведение и распространение текстовых, графических и иных материалов, представленных на данной странице, не разрешено.
Реклама: