Гуманитарные технологии Аналитический портал • ISSN 2310-1792

Амбивалентность

Наиме­нова­ние: Амбивалентность (образовано от латинских слов: ambi — двойное, двойственное, с обеих сторон; valentia — сила).
Опреде­ление: Амбивалентность — это противоречивое [двойственное] отношение субъекта к объекту, характеризующееся одновременной направленностью на один и тот же объект противоположных чувств и установок, обладающих равной силой и объёмом.
Текст статьи: Авторы: В. И. Овчаренко. Ю. Н. Давыдов, А. П. Огурцов. Подготовка элект­ронной публи­кации и общая редакция: Центр гумани­тарных техно­логий. Инфор­мация на этой стра­нице периоди­чески обнов­ляется. Послед­няя редакция: 21.10.2017.

Амбивалентность — это противоречивое [двойственное] отношение субъекта к объекту, характеризующееся одновременной направленностью на один и тот же объект противоположных чувств, мыслей и установок, обладающих равной силой и объёмом. Термин «амбивалентность» было введён в научный оборот в начале XX века швейцарским психоаналитиком Э. Блейлером, использовавшим его для обозначения и характеристики особенностей эмоциональной, волевой и интеллектуальной жизни людей, страдающих шизофренией (раздвоением личности), существенным признаком которой является патологическая склонность субъекта отвечать на внешние раздражители двоякой, антагонистической реакцией. Ныне это понятие широко используется и за пределами психологии (например, в социально-гуманитарных науках) в более широком смысле, подразумевая противоречивость, неоднозначность того или иного явления, свойства, действия, отношения, оценки и так далее. В обыденной жизни понятие амбивалентности часто используется для обозначения разнообразных противоречивых или двойственных, неоднозначных чувств и отношений.

Блейлер выделил три основных типа амбивалентности:

  1. эмоциональную, или аффективную амбивалентность, при которой одно и то же представление одновременно сопровождается приятными и неприятными чувствами;
  2. волевую амбивалентность, или амбитендентность, для которой характерны двойственность реакций, действий и поступков, а также бесконечные колебания между противоположными решениями, заканчивающиеся часто отказом от всякого решения;
  3. интеллектуальную амбивалентность, для которой характерно одновременное возникновение и сосуществование противоположных (противоречащих друг другу, взаимоисключающих) мыслей по отношению к тому или иному объекту.

Существенное расширение смысла, содержания и области применения понятия амбивалентности было осуществлено в психоаналитическом учении З. Фрейда. Согласно Фрейду, амбивалентность является естественным, атрибутивным свойством психики человека и одной из наиболее важных характеристик душевной жизни людей. При этом, амбивалентность выступает преимущественно в виде амбивалентности чувств (например, любви и ненависти, симпатии и антипатии, удовольствия и неудовольствия и так далее, одновременно направленных на один и тот же объект), поскольку каждое отдельное чувство и все чувства человека амбивалентны по своей природе. Фрейд видел в амбивалентности особенность инфантильной эмоциональной жизни, сохранившейся в бессознательном взрослого человека. Он считал, что до определённого уровня амбивалентность естественна и вполне нормальна, тогда как высокая степень амбивалентности чувств является характерной чертой и особенным отличием невротиков. Подчёркивая закономерность перенесения человеком значительной доли ненависти на лицо, к которому он наиболее привязан, а любви на лицо, которое он ненавидит, Фрейд отмечал, что-то или другое из этих антитетических инстинктивных побуждений (влечений) вытесняется (либо целиком, либо частично) в бессознательное, и квалифицировал это явление как принцип амбивалентности. В силу действия принципа амбивалентности вытесненное побуждение (влечение) или чувство всегда маскируется диаметрально противоположным побуждением или чувством. В целом, согласно психоаналитическому пониманию, амбивалентность является одной из форм проявления противоречивой природы человека, которая обусловливает амбивалентное отношение не только к другим, но и к самому себе. Это общее представление отразилось, например, в трактовке так называемых активных и пассивных витальных импульсов, которые были сведены Фрейдом к двум разнонаправленным формам «инстинкта смерти» («Танатоса»), направленным на разрушения внешнего объекта (садизм) или самого себя (мазохизм). Инстинкту смерти и разрушения противостоит жизнеутверждающий инстинкт жизни («Эрос»). Противоположность этих двух фундаментальных инстинктов и обусловливает, по Фрейду, как изначальную амбивалентность человеческой психики, так и все последующие формы этой двусмысленности.

Психоаналитическая концепция амбивалентности получила определённое подкрепление в аналитической психологии К. Г. Юнга, в которой понятие амбивалентности использовалось для характеристики противоположных чувств, обозначения множественности психического, фиксации диалектического характера психической жизни, прояснения сути отношений к родительским образам и других проблем.

Социологическая интерпретация амбивалентности дана в работах Р. К. Мертона, который истолковывает её с помощью таких понятий как «социальная роль», «статус», «конфликт ролей». Считая источником психической амбивалентности социальную амбивалентность, Мертон вычленяет ряд её социальных типов:

  1. амбивалентность, связанную с множеством функций, придаваемых статусу личности (например, экспрессивной и инструментальной);
  2. амбивалентность, обусловленную конфликтом между статусами (например, конфликт статусов мужчины и женщины в семье и в обществе);
  3. амбивалентность, обусловленную конфликтом между отдельными социальными ролями;
  4. амбивалентность, обусловленную существованием в обществе противоположных ценностей культуры;
  5. амбивалентность, обусловленную конфликтом между социальной структурой и системой культурных ценностей, то есть конфликтом между предписываемыми культурой стремлениями и предоставляемыми социальной системой средствами для их осуществления;
  6. амбивалентность, обусловленную существованием определённого круга людей, живущих одновременно в нескольких обществах (например, иммигранты) и ориентированных на различные культурные ценности.

Свою теорию Мертон применил также к анализу конфликта норм, свойственных науке как социальному институту.

Источник: Амбивалентность. Гуманитарная энциклопедия [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий, 2010–2017 (последняя редакция: 21.10.2017). URL: http://gtmarket.ru/concepts/7198
Авторы статьи: © В. И. Овчаренко. Ю. Н. Давыдов, А. П. Огурцов. Подготовка электронной публикации и общая редакция: Центр гуманитарных технологий.