Гуманитарные технологии Информационно-аналитический портал • ISSN 2310-1792
Гуманитарно-технологическая парадигма

Эпистемология

Наименование: Эпистемология (образовано от греческого слова: επιστήμη — знание)
Определение: Эпистемология — это философско-методологическая дисциплина, в которой исследуется научное знание, его строение, структура, функционирование и развитие.
Редакция: Информация на этой странице периодически обновляется. Последняя редакция: 30.10.2016.

Эпистемология — это философско-методологическая дисциплина, в которой исследуется научное знание (см. Наука), его строение, структура, функционирование и развитие. Традиционно отождествляется с гносеологией, или учением о познании (см. Гносеология). Однако в неклассической философии отмечается тенденция к различению эпистемологии и гносеологии, которое основано на исходных категориальных оппозициях. Если гносеология разворачивает свои представления вокруг оппозиции «субъект — объект», то для эпистемологии базовой является оппозиция «объект — знание». Эпистемологи исходят не из «гносеологического субъекта», осуществляющего познание, а скорее из объективных структур самого знания. Основные эпистемологические проблемы: Как устроено знание? Каковы механизмы его объективации и реализации в научно-теоретической и практической деятельности? Какие бывают типы знаний? Каковы общие законы «жизни», изменения и развития знаний? При этом, механизм сознания, участвующий в процессе познания, учитывается опосредовано, через наличие в знании интенциональных связей (номинации, референции, значения и другие). Объект при этом может рассматриваться как элемент в структуре самого знания (идеальный объект) или как материальная действительность отнесения знаний (реальность).

Исторически, эпистемологические представления и проблематика возникают раньше гносеологических и складываются уже в Античности. Таковы, например, «идеи» Платона и предложенная им референционная концепция «истины», апории Зенона, тропы скептиков, логика Аристотеля. Античные представления о знании имели не столько описательный, сколько проблематизирующий и нормативно-методологический характер. Например, апории Зенона фиксировали факт отнесения противоречивых знаний к одному и тому же объекту и задавали таким образом эпистемологическую проблему. Аристотель пытался снять накопившиеся проблемы за счёт нормировки научных рассуждений и введения общих принципов организации знания. Это позволило в дальнейшем создать образцы систематической организации знания. «Начала» Евклида можно рассматривать не только как продукт обобщения и сведения геометрических знаний, но и как реализацию нормативных эпистемологических концепций Платона и Аристотеля.

В Средние века критическая и исследовательская составляющие эпистемологии в большой степени сковываются и ограничиваются нормативным характером аристотелевской логики. Яркое выражение средневековой эпистемологии — схоластический спор «номиналистов» и «реалистов». Новые мотивы вносит Возрождение. Пробуждается интерес к опытному знанию, меняется представление о месте и назначении знания в общей картине мира. Николай Кузанский вводит представление о проблемах как «учёном незнании», то есть знании о незнании, что формирует в перспективе новую эпистемологическую стратегию. С другой стороны, философская рефлексия всё больше обращается к субъекту и его познавательным способностям. В этой связи актуализируется введённое фактически уже Петром Абеляром понятие сознания как индивидуальной способности и действительности существования концептов. «Великое усовершенствование наук», провозглашённое Ф. Бэконом и развернувшееся в XVII–XVIII веках, порождает новую формацию знания — новоевропейскую науку. Новая организация знания требовала критической рефлексии и теоретического оформления. Эпистемологические схемы Античности и Средневековья не могли решить этих задач. На их месте начинает складываться гносеологическая концепция познания, которая переорганизует философско-методологические представления о знании на основе субъект-объектных схем.

До XX века эпистемология не имела собственных институциональных форм, а соответствующая ей проблематика развивалась в основном в логике (прежде всего в английской аналитической традиции) и в рамках гносеологии. Однако уже с конца XIX века эпистемологическая проблематика начинает эмансипироваться от гносеологической. Исследователи (прежде всего логики) стремились уйти от субъективизма и психологизма, порождаемого сенсуалистическими и позитивистскими трактовками субъект-объектных схем. В XX веке этот процесс приводит к оформлению новых философско-методологических направлений и подходов. Развиваются аналитические, операциональные, нормативные, стуктурно-функциональные приёмы и методы исследования знания. В 1970-х годах К. Поппер дал онтологическое обоснование эмансипации эпистемологии, выдвинув концепцию «третьего мира» (объективного содержания знания) и «познания без познающего субъекта».

Среди факторов, определяющих современное состояние эпистемологических исследований, отмечаются следующие:

  1. Отношение знания и объекта выходит за рамки чисто познавательных ситуаций. Складываются комплексные практики, где помимо познания, необходимо рассматривать функционирование знания в других типах деятельности: инженерии, проектировании, управлении, обучении.
  2. Классическое отношение «истинности» дополняется (а иногда и замещается) рядом других отношений: «непротиворечивости», «полноты», «интерпретируемости», «реализуемости» и так далее.
  3. Типология знания становится всё более разветвлённой и дифференцированной: наряду с методологическим, естественнонаучным, гуманитарным и инженерно-техническим знанием выделяются более частные его варианты.
  4. Особым предметом исследования становится семиотическая структура знания.
  5. Помимо «знания» интенсивно исследуются и другие эпистемологические единицы (например, «языки»).
  6. Обозначился кризис сциентизма: научное знание перестаёт рассматриваться как основная форма знания, все больший интерес вызывают когнитивные комплексы, связанные с различными историческими и духовными практиками, выходящими за рамки традиционных представлений о рациональности.
Библиография:
  1. Витгенштейн Л. Философские работы. — М., 1994.
  2. Гносеология в системе философского мировоззрения. — М., 1983.
  3. Гуссерль Э. Философия как строгая наука. — Новочеркасск, 1994.
  4. Декарт Р. Рассуждение о методе. — В книге: Декарт Р. Избранные произведения. — М., 1950.
  5. Ильин В. В. Теория познания: Эпистемология. — М., 2011.
  6. Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике. — Сочинения в 6 т., т. 4, ч. 1. — М., 1965.
  7. Кассирер Э. Познание и действительность. — СПб., 1996.
  8. Лекторский В. А. Субъект, объект, познание. — М., 1980.
  9. Лоренц К. Эволюция и a priori. — «Вестник МГУ. Серия: Философия», 1994, № 5.
  10. Мах Э. Анализ ощущений и отношение физического к психическому. — М., 1908.
  11. Микешина Л. Α., Опенков М. Ю. Новые образы познания и реальности. — М., 1997.
  12. Поппер К. Эпистемология без познающего субъекта. — В книге: Поппер К. Логика и рост научного знания. — М., 1983.
  13. Полани М. Личностное знание. На пути к посткритической философии. — М., 1985.
  14. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. — М., 1969.
  15. Рорти Р. Философия и зеркало природы. — М., 1996.
  16. Стёпин В. С. Теоретическое знание. — М., 2000.
  17. Тулмин С. Человеческое понимание. — М., 1984.
  18. Хилл Т. И. Современные теории познания. — М., 1965.
  19. Юм Д. Исследования о человеческом познании. — Сочинения в 2 т., т. 2. — М., 1965.
  20. Bloor D. Wittgenstein: A Social Theory of Knowledge. — NY, 1983.
  21. Cassirer E. Das Erkenntnisproblem in der Philosophie und Wissenshaft der neueren Zeit. — В., 1906–1920.
  22. Dennett D. Artificial Intelligence as Philosophy and Psychology. — Idem. Brainstorms. — Cambrige (Mass.), 1981.
  23. Harre R., Gillett G. The Discursive Mind. — L., 1994.
  24. Quine W. V. O. Epistemology Naturalised. — The Psychology of Knowing. — Ν.-Υ.-P., 1972.
  25. Piaget J. Introduction a l’epistemologie genetique, T. 1–3. — P., 1950.
  26. Scientific Knowledge Socialised. — Bdpst, 1988.
Источник: Эпистемология. Гуманитарная энциклопедия [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий, 2010–2016 (последняя редакция: 30.10.2016). URL: http://gtmarket.ru/concepts/7119
Текст статьи: © А. Ю. Бабайцев. Подготовка электронной публикации и общая редакция: Центр гуманитарных технологий.
Ограничения: Настоящая публикация охраняется в соответствии с законодательством Российской Федерации об авторском праве и предназначена только для некоммерческого использования в информационных, образовательных и научных целях. Копирование, воспроизведение и распространение текстовых, графических и иных материалов, представленных на данной странице, не разрешено.
Реклама: