Гуманитарные технологии Информационно-аналитический портал • ISSN 2310-1792
Гуманитарно-технологическая парадигма

Метод семантического радикала

Наименование: Метод семантического радикала
Определение: Метод семантического радикала — это один из объективных методов анализа значения языковых выражений путём выделения его ассоциативных полей.
Редакция: Информация на этой странице периодически обновляется. Последняя редакция: 30.10.2016.

Метод семантического радикала — это один из объективных методов анализа значения языковых выражений путём выделения его ассоциативных полей. Принадлежит к классу методов экспериментальной семантики (см. Семантика) и относится к числу условно-рефлекторных методик (С. К. Шварц — 1954, О. С. Виноградова, Е. Н. Соколов — 1958; А. Р. Лурия, О. С. Виноградова — 1971), где критерием семантической близости исследуемых объектов является перенос (генерализация) условно-рефлекторной реакции с одного объекта на другой, семантически с ним связанный.

В исследовании А. Р. Лурии, О. С. Виноградовой предъявление ряда понятий (например: скрипка, мандолина) определённого семантического класса (музыкальные инструменты) участникам эксперимента сопровождалось отрицательным подкреплением (ударом электротока). Дальнейшее предъявление семантически связанных понятий вызывало оборонительную реакцию, а понятия, более косвенно связанные с подкрепляемыми (например: соната, концерт, и так далее), вызывали ориентировочную реакцию. Слова, семантически не связанные с подкрепляемыми, не вызывали ни оборонительную, ни ориентировочную реакции. Последние регистрировались с помощью плетизмографа — прибора, позволяющего фиксировать сжатие и расширение кровеносных сосудов головы и конечностей (пальца руки). Оборонительная реакция связана со сжатием сосудов мозга и сосудов периферии, а ориентировочная — со сжатием сосудов конечностей и расширением сосудов мозга. На основе записи этих реакций строилось семантическое поле объектов, связанных с подкрепляемыми; причём по силе и характеру реакции (оборонительная или ориентировочная) можно выделить центр и периферию этого семантического поля. Генерализация условно-рефлекторной реакции участников эксперимента в норме осуществляется по семантическим связям (например: скрипка — виолончель), а для участников эксперимента с когнитивными нарушениями по фонетическим (например: скрипка — скрепка).

Отличительной особенностью метода семантического радикала является то, что испытуемые, как правило, не осознают основания, по которому происходит подкрепление током исследуемых понятий, и выдают реакции на неосознаваемом уровне, образующим, по мнению А. Р. Лурии, фон любого познавательного процесса. Это положение получает дополнительное подтверждение при сопоставительном анализе метода семантического радикала и метода семантического дифференциала. Так, в исследовании В. Ф. Петренко, посвящённом формированию искусственных понятий путём семантических «срезов» с помощью указанных методик, было выявлено, что испытуемые могут давать адекватные оборонительные реакции на существенные признаки на неосознаваемом уровне, фиксируемом с помощью семантического радикала, в то время как на сознательном уровне при оценке объектов с помощью методики семантического дифференциала эти признаки не выделяются и не осознаются. Таким образом, достоинством метода семантического радикала является применимость его для исследования развития значений в онтогенезе, при исследовании актуальной динамики формирования понятий, а также в общей и нейропсихологии, в частности при исследовании когнитивных (познавательных) аспектов сознания.

Источник: Метод семантического радикала. Гуманитарная энциклопедия [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий, 2010–2016 (последняя редакция: 30.10.2016). URL: http://gtmarket.ru/concepts/7036
Текст статьи: © В. Ф. Петренко. Подготовка электронной публикации и общая редакция: Центр гуманитарных технологий.
Ограничения: Настоящая публикация охраняется в соответствии с законодательством Российской Федерации об авторском праве и предназначена только для некоммерческого использования в информационных, образовательных и научных целях. Копирование, воспроизведение и распространение текстовых, графических и иных материалов, представленных на данной странице, не разрешено.
Реклама: