Гуманитарные технологии Аналитический портал • ISSN 2310-1792

Атрибут

Наиме­нова­ние: Атрибут (образовано от латинского слова: attributio — свойство, признак, сказуемое).
Опреде­ление: Атрибут — это неотъемлемое (неотчуждаемое) свойство предмета, присущее ему во всех состояниях и при любых условиях, без которого он не может ни существовать, ни мыслиться.
Текст статьи: Авторы: M. M. Новосёлов. Д. В. Пивоваров. В. С. Бернштейн. Подготовка элект­ронной публи­кации и общая редакция: Центр гумани­тарных техно­логий. Инфор­мация на этой стра­нице периоди­чески обнов­ляется. Послед­няя редакция: 21.10.2017.

Атрибут — это неотъемлемое (неотчуждаемое) свойство предмета, присущее ему во всех состояниях и при любых условиях, без которого он не может ни существовать, ни мыслиться. Понятие «атрибут» противоположно по-своему смыслу таким понятиям, как «акциденция» (см. Акциденция) и «модус» (см. Модус), которые обычно определяют как случайное и/или временное, преходящее, несущественное, изменчивое состояния предмета. Уже Аристотель отличал постоянные состояния от случайных, преходящих («Метафизика», IV). В дальнейшем под атрибутом понималось то, что необходимым образом присуще материальной или духовной субстанции (см. Субстанция); то, что существенным образом выражает природу вещи и достаточно для её идентификации (узнавания, распознавания).

В традиционной логике (см. Логика) атрибутом называют отличительный признак вещи (differentiae), с той, однако, разницей, что, говоря об атрибутах вещи, подразумевают не видовое, а субстанциальное отличие: «любая разница, созданная какими угодно отличиями, составляет инаковость; но нечто другое получается только в том случае, когда две вещи разделены субстанциальным отличием» (Боэций. «Утешение философией» и другие трактаты. — М., 1990, с. 79). Такое различение, конечно, принципиально, если под субстанциями понимать только индивиды (Аристотель). Однако оно непринципиально, если мыслить субстанцию как инвариантный аспект любой сущности, в том числе и абстрактной (см. Абстракция), включая роды и виды (Платон). В последнем случае понятие «атрибут» является классификационным понятием (см. Классификация) и, таким образом, относительным, а не абсолютным в том его метафизическом толковании, которое ему нередко придавали в средневековой и новой философии. Например, по отношению к виду «треугольник» предикат «иметь три стороны» является атрибутом, а равенство суммы углов двум прямым атрибутом не является. Но по отношению к виду «треугольник в евклидовом пространстве» ситуация по существу иная — как раз равенство суммы углов двум прямым является отличительным признаком вида «плоский треугольник», хотя этот признак и не входит в определение общего понятия «треугольник».

С современной точки зрения классификационное значение термина «атрибут» следует, по-видимому, считать основным, а те значения, которые ему придавались в историческом контексте различных философских теорий, — периферическими. К такому выводу приводит, в частности, текстологический анализ эволюции и «понижения ранга» этих значений — от схоластических представлений об атрибутах как предикатах исключительно божественной субстанции к почти современным представлениям о них в философии Р. Декарта и особенно в философии Г. В. Лейбница (как свойствах par excellence). В учении Декарта атрибут рассматривается как основное свойство субстанции; при этом наиболее важным атрибутом телесной субстанции (первой субстанции) является протяжённость, а атрибутом духовной субстанции (второй субстанции) — мышление (см. Мышление). Лейбниц рассматривал субстанцию как единство субъекта и предиката, вещи и свойства, носителя и носимого, и в этом смысле в субстанции следует различать её атрибут и их общий носитель. Как и абсолют, атрибут не имеет границ. Вместе с тем, среди многих атрибутов в субстанции существует один главный атрибут, максимально выражающий её сущность. Б. Спиноза постулировал бытие единой субстанции-природы, а атрибутами её полагал протяжённость и мышление. Атрибут, по Спинозе, это то, каким образом рассудок постигает сущность абсолютного, содержимое субстанции; каждый атрибут бесконечен, должен выражать целокупность субстанции и постигаться из себя самого. Г. В. Ф. Гегель рассматривал атрибут как абсолютное в некоторой определённости, как предмет внешней рефлексии. Согласно Гегелю, атрибут составляет все содержание абсолютного, является одной из сторон существенного отношения, поэтому его можно определить как «относительно абсолютное». Философы-материалисты XVIII века наиболее важными атрибутами материи считали протяжённость и движение. Атрибутами материи в диалектико-материалистической философии признаются движение, пространство, время, а также системность и отражение. Термин «атрибут» используется и в современной философии (философская антропология, неотомизм, персонализм и другие).

Источник: Атрибут. Гуманитарная энциклопедия [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий, 2010–2017 (последняя редакция: 21.10.2017). URL: http://gtmarket.ru/concepts/7015
Авторы статьи: © M. M. Новосёлов. Д. В. Пивоваров. В. С. Бернштейн. Подготовка электронной публикации и общая редакция: Центр гуманитарных технологий.