Гуманитарные технологии Аналитический портал • ISSN 2310-1792

Логика причинности

Наиме­нова­ние: Логика причинности
Опреде­ление: Логика причинности — это раздел современной логики, занимающийся исследованием структуры и логических отношений высказываний о причинных связях явлений (каузальных высказываний).
Текст: Авторы: А. А. Ивин. Подготовка элект­рон­ной публи­ка­ции и общая редакция: Центр гумани­тарных техно­логий. Инфор­ма­ция на этой стра­нице пери­оди­чески обнов­ля­ется. Послед­няя редакция: 07.12.2017.

Логика причинности — это раздел современной логики (см. Логика), занимающийся исследованием структуры и логических отношений высказываний о причинных связях объектов и явлений (каузальных высказываний). Понятие причинности является одним из центральных как в науке (см. Наука), так и в философии науки. Причинная связь сама по себе не является логическим отношением, но то, что причинность несводима к логике, не означает, что проблема причинности не имеет никакого логического содержания и не может быть проанализирована с помощью логики. Задача логического анализа причинности заключается в систематизации тех правильных схем рассуждений, посылками или заключениями которых служат каузальные высказывания. В этом плане логика причинности ничем не отличается, например, от логики времени или логики знания, целью которых является построение искусственных (формализованных) языков, позволяющих с большей ясностью и эффективностью рассуждать о времени или знании.

В логике причинности связь причины и следствия представляется особым условным высказыванием — каузальной импликацией. Последняя иногда принимается в качестве исходного, неопределяемого явным образом понятия. Смысл её задаётся множеством аксиом. Чаще, однако, такая импликация определяется через другие, более ясные или более фундаментальные понятия. В их числе понятие онтологической (каузальной, или фактической) необходимости, понятие вероятности и другие.

Логическая необходимость присуща законам логики, онтологическая необходимость характеризует закономерности природы, и, в частности, причинные связи. Так, выражение «A есть причина B» («A каузально имплицирует B») можно определить как «онтологически необходимо, что если A, то B», отличая тем самым простую условную связь от каузальной импликации. Через вероятность причинную связь можно определить так: событие A есть причина события B, только если вероятность события A больше нуля, оно происходит раньше B и вероятность наступления B при наличии A выше, чем просто вероятность B.

Понятие причинной связи можно определить также с помощью понятия закона природы: A каузально влечёт B, только если из A не вытекает B, но из A, взятого вместе с множеством законов природы, логически следует B. Смысл этого определения в том, что причинная связь не является логической, следствие вытекает из причины не в силу законов логики, а на основании законов природы. Для причинной связи верны, в частности, утверждения:

  • ничто не является причиной самого себя;
  • если одно событие есть причина второго, то второе не является причиной первого;
  • одно и то же событие не может быть одновременно как причиной наличия какого-то события, так и причиной его отсутствия;
  • нет причины для наступления противоречивого события.

В указанном контексте слово «причина» употребляется в нескольких смыслах. Наиболее сильный из них предполагает, что нечто, имеющее причину, не может не быть, то есть не может быть ни отменено, ни изменено никакими событиями или действиями. Наряду с этим понятием полной, или необходимой, причины существует также более слабое понятие частичной, или неполной, причины. Для полной причины выполняется условие: «Если событие A каузально имплицирует событие B, то A вместе с любым событием C также каузально имплицирует B». Для неполной причины верно, что в случае всяких событий A и B, если A есть частичная причина B, то существует такое событие C, что A вместе с C является полной причиной B, и вместе с тем неверно, что A без C есть полная причина B. Таким образом, полная причина всегда, или в любых условиях, вызывает своё следствие, в то время как частичная причина только способствует наступлению своего следствия, и это следствие реализуется лишь в случае объединения частичной причины с иными условиями. Логика причинности строится так, чтобы в её рамках могло быть получено описание и полных, и неполных причин.

Источник: Логика причинности. Гуманитарная энциклопедия [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий, 2010–2017 (последняя редакция: 07.12.2017). URL: http://gtmarket.ru/concepts/6965
Авторы статьи: © А. А. Ивин. Подготовка электронной публикации и общая редакция: Центр гуманитарных технологий.
Логика: понятия и концепции

Тематический раздел

Новые концепты
Базисные концепты