Гуманитарные технологии Аналитический портал • ISSN 2310-1792

Группа «Insiders» представила результаты исследования «Динамика позиционирования гражданской активности в СМИ»

24 сентября на общественных слушаниях «Эмпирические исследования гражданского общества», организованных Общественной палатой и Высшей школой экономики, были представлены предварительные результаты аналитического исследования «Динамика позиционирования гражданской активности в СМИ в период 2006–2008 годов». Исследование подготовлено коммуникационной группой «Insiders» и пресс-службой Общественной палаты.

Цель, которую поставила перед собой исследовательская группа, состояла в выявлении и анализе основных особенностей информационного поля, формируемого федеральными, региональными и интернет-СМИ при освещении проблематики гражданского общества. Такое понятие как гражданское общество впервые стало объектом медиа-аналитики, поэтому исследователям пришлось разрабатывать новые, нестандартные подходы к проведению медиа-анализа. Исследование состояло из нескольких этапов. На первом этапе были выделены основные понятия и категории, связанные с проблематикой гражданского общества, по которым был проведён мониторинг совокупности публикаций в федеральных, региональных и интернет-СМИ за два временных периода: с сентября 2006 по май 2007 года и с сентября 2007 по май 2008 года.

Подводя предварительные итоги проделанной работы, исследователи охарактеризовали информационное поле, формирующееся вокруг гражданского общества, как насыщенное и весьма разнообразное. Традиционно, наибольшее внимание СМИ привлекают скандальные и конфликтные события. Экспертные публикации в информационном поле гражданского общества присутствуют, но их количество в разы меньше. Кроме того, анализ отдельных субъектов гражданского общества показал снижение частоты упоминания такого понятия как «общественная организация» и наоборот рост упоминаемости понятия «некоммерческая организация», что позволяет говорить о взаимопроникновении этих понятий. Причём динамичнее всего этот процесс идёт в федеральных СМИ.

Второй этап исследования заключался в выявлении и сравнительном анализе тематической структуры информационного поля, формируемого федеральными, региональными и интернет-СМИ при освещении проблематики гражданского общества по основным сферам жизни страны. В числе таких категорий были выделены: правозащита, политика, религия, профсоюзы, природоохрана, здравоохранение и соцзащита и так далее.

Отмечается, что не всегда активность общественной организации прямо пропорциональна её позиционированию в СМИ. Тем не менее, наметился рост, хотя и незначительный по сравнению с традиционно самой активной с точки зрения позиционирования правозащитной тематикой, тематики социальной. «Для нас крайне важным было уйти от «средней температуры по больнице», поэтому мы предприняли попытку оценить, каким образом направления, по которым работает общественная организация, влияют на формирование общественного мнения», — поясняет руководитель пресс-службы Общественной палаты Марина Рыклина.

В свою очередь, руководитель Аналитического центра компании «Insiders» Вадим Воробьёв отметил, что «составленная по результатам исследования структура информационного поля федеральных, региональных и интернет-СМИ продемонстрировала нам как вполне ожидаемые тренды, так и весьма неожиданные. Так, вполне ожидаемы лидирующие позиции правозащитных организаций в интернет-СМИ, как наименее ангажированных. Причём, на этом фоне мы видим снижение упоминаемости этих организаций в сегменте региональных СМИ. А вот то, что мы обнаружим значительный рост упоминаемости в такой категории, как здравоохранение и социальная защита — мы не ожидали. Связан он, по нашему мнению, с таким явлением, как активное проникновение в СМИ темы защиты прав людей с ограниченными возможностями. Причём в региональных СМИ эта тема поднимается активнее и острее».

Ещё одна категория, для которой характерным является проявление протестного действия — профсоюзы. И здесь исследовательская группа обнаружила один из самых высоких показателей упоминаемости по всем категориям СМИ и одновременно самый высокий рост упоминаемости. Третья часть исследования был посвящена анализу освещения гражданской активности в СМИ ряда регионов таких, как: Республика Чувашия, Приморской край, Ставропольский край, Новосибирская, Тульская, Челябинская и Ярославская области. Анализ полученных данных ещё не закончен. В дальнейшем данное исследование будет использовано для подготовки ежегодного доклада Общественной палаты «О состоянии гражданского общества в Российской Федерации».

Источник: Группа «Insiders» представила результаты исследования «Динамика позиционирования гражданской активности в СМИ». // Центр гуманитарных технологий. — 25.09.2008. 18:03. URL: http://gtmarket.ru/blog/insiders/2008/09/25/2815
Публикации по теме
Новое в журналах