Гуманитарные технологии Аналитический портал • ISSN 2310-1792

19 апреля состоялся круглый стол «Есть ли будущее у российского рынка интеллектуальных услуг?»

Каким станет будущее России, во многом зависит от уровня развития сферы интеллектуальных услуг в стране. 19 апреля в РИА «Новости» состоялся круглый стол «Есть ли будущее у российского рынка интеллектуальных услуг?», который организовали Российское отделение «Международной Ассоциации бизнес-коммуникаторов» (IABC Russia), исследовательский холдинг «Ромир» и «Гильдия маркетологов». В ходе мероприятия обсуждались проблемы четвертичного сектора России — сферы интеллектуальных услуг, перспективы его развития, а также возможный вклад в структурную перестройку российской экономики и развитие экспортного потенциала страны.

Мировая экономическая система вступила в период третьего глобального перехода: от сервисной экономики к экономике знаний. Годовой темп роста производства интеллектуальных услуг в Европе составляет 20-24 процентов. По самым скромным подсчётам, через 10 лет его вклад в ВВП развитых стран составит не менее 40 процентов. Сегодня Россия стоит перед выбором: сосредоточить усилия на индустриальном секторе, закрепляя тем самым за собой такое место в международном разделении труда, которое для ведущих экономик мира является вчерашним днём, или развивать постиндустриальные сектора, если мы хотим, чтобы российское завтра было таким же, как завтра развитых стран.

Собравшиеся в РИА «Новости» представители различных сфер рынка интеллектуальных услуг озвучили свой единогласный вердикт — будущее у рынка интеллектуальных услуг есть, но отсутствие должного внимания и поддержки со стороны государства и нехватка квалифицированных кадров являются большой проблемой для его развития.

Обсуждению проблем и перспектив развития рынка интеллектуальных услуг в России, возможному вкладу российского интеллектуального бизнеса в модернизацию экономики страны был посвящён круглый стол «Есть ли будущее у российского рынка интеллектуальных услуг?» Модератор, главный редактор журнала «Эксперт» Валерий Фадеев обозначил проблему: «Драма очевидна: те секторы хозяйства, которые сегодня преуспевают и дают большую часть денег государству, населению, бюджету — это секторы, связанные с сырьём, и они хорошо защищаются государством, потому что именно на них опирается вся социальная жизнь».

Тем не менее, из нового исследования, презентованного на мероприятии, следует — если мы хотим в России построить современную постиндустриальную экономику, а не экономику вчерашнего дня, развивать надо именной четвертичный сектор — сектор интеллектуальных услуг. «В России инновационная экономика — инновация железа, внедрение высокотехнологичного оборудования, а в постиндустриальной экономике главную роль играют не железки, а всё-таки люди», — говорит автор исследования профессор ВШЭ Марина Дорошенко.

Основная особенность интеллектуальных услуг в том, что каждая производится в одном экземпляре, является «продуктовой инновацией». При производстве таких услуг отсутствует спрос на реплику, каждая услуга «шьется на заказ» и отличается от оказанной до неё. Поэтому и добавленная стоимость в этом секторе очень высока, превышает 70 процентов. В целом, в развитых странах сектор производит от 20 до 30 процентов общей добавленной стоимости экономики, в России она ещё до кризиса составляла всего 3-5 процентов.

По мнению президента исследовательского холдинга «Ромир» Андрея Милехина, такие низкие показатели объясняются в первую очередь отсутствием поддержки со стороны государства — неготовностью банков брать на себя риски при кредитовании этого бизнеса, отсутствием льготного налогообложения и поддержки российских производителей услуг при всё большем проникновении на российский рынок крупных западных сетевых компаний. Вторая острая проблема — нехватка квалифицированных кадров.

«На волне сегодняшнего тренда власти к модернизации экономики, повороту в сторону поддержки инноваций интеллект вновь попал в фокус власти, и четвертичному сектору грех не воспользоваться этим моментом. Если мы хотим у себя построить современную постиндустриальную экономику, а не экономику вчерашнего дня, то развитие сектора интеллектуальных услуг — одна из приоритетнейших задач государства», — подвёл итог дискуссии инициатор круглого стола, президент IABC Russia, руководитель группы «Insiders» Андрей Лапшов.

Справка: Международная Ассоциация бизнес-коммуникаций (IABC) — крупнейшая в мире международная профессиональная организация, объединяющая более 14 тысяч специалистов в сфере коммуникаций и связей с общественностью. Штаб-квартира организации расположена Сан-Франциско, США. IABC имеет отделения во многих странах мира, в том числе в Европе: Великобритании, Франции, Бельгии, Швейцарии и других странах. Российское отделение IABC образовано в 2001 году. Входит в состав Совета ассоциаций медийной индустрии.

Источник: 19 апреля состоялся круглый стол «Есть ли будущее у российского рынка интеллектуальных услуг?». // Центр гуманитарных технологий. — 21.04.2010. 16:18. URL: http://gtmarket.ru/blog/iabc-russia/2010/04/21/2821
Публикации по теме
Новое в журналах